Традиционно развитие транспортной инфраструктуры является крупнейшим разделом Адресной инвестиционной программы. Речь идет как об объеме затрачиваемых средств, так и об ожидаемых результатах. И, конечно, горожан больше всего интересует строительство метро, поэтому подземке мы уделили немало внимания. Впрочем, и о магистралях не забыли.
Большую кольцевую линию запустят раньше срока
К 2023 году замкнется Большая кольцевая линия (см. схему), которая станет основой для дальнейшего развития сети скоростного транспорта Москвы на ближайшие полвека. Журналисты «МК» помнят, как лет 15 назад о таком глобальном проекте эксперты если и заявляли, то лишь в качестве футуристического. Например, работающие в Правительстве транспортники предполагали, что Большое кольцо замкнется к 2050 году, что, в принципе, по тем временам тоже было неплохим прогнозом. К счастью, будущее наступило гораздо раньше, чем заявляли оптимистичные специалисты.
«Завершить работы по строительству Большой кольцевой линии (БКЛ) метро в столице планируется на год раньше срока — в 2022 году», — сообщил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв на заседании комиссии Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию.
В этом году запланирован запуск 10 станций Большого кольца. «Это беспрецедентный случай, когда для пассажиров одновременно откроется сразу десять станций метро. Таким образом, большая часть нового кольца будет уже работать, а в следующем году — на год раньше планируемого срока — мы полностью замкнем эту линию», — сообщил Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг выступает генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых линий и станций столичного метрополитена) Юрий Кравцов на днях сообщил, что на каждой станции БКЛ, готовящейся к вводу в этом году, смонтировано 55 инженерных систем, обеспечивающих их полную интеграцию друг с другом и объектами действующего метро, поддерживающих их функционирование и надлежащий уровень транспортной безопасности для пассажиров и персонала служб метро.
Остальные слова будут лишними: рассматривайте схему, изучайте, как удобнее вам будет добираться из дома на работу, в гости, в магазины и так далее.
Пройдемся по линиям: плюс 25 станций
За три года планируется завершить строительство участков Калининско-Солнцевской линии от станции «Рассказовка» до «Внуково», Сокольнической ветки от «Коммунарки» до «Новомосковской», Люблинско-Дмитровской линии между станциями «Селигерская» и «Физтех», а также Троицкой линии − от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». «Кроме того, планируется начать строительство участков Рублёво-Архангельской, Бирюлёвской и Арбатско-Покровской линий», — добавил Бочкарёв.
Троицкая линия метро, участок которой от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки» планируется запустить к 2025 году, существенно изменит транспортную ситуацию для жителей Новой Москвы. Она протянется от Московского центрального кольца в Новомосковский административный округ до поселка Коммунарка и далее до Троицка. Общая протяженность линии составит порядка 40 километров.
Очень скоро подземка придет и к аэропорту Внуково. Сейчас авиапассажиры, впрочем, не очень обижены, поскольку могут добраться на аэроэкспрессе. Но метро, согласитесь, еще удобнее.
Участок Калининско-Солнцевской линии от «Рассказовки» до аэропорта Внуково пополнится двумя станциями: «Пыхтино» и «Внуково». Станция «Пыхтино» располагается вдоль Боровского шоссе. Основной пассажиропоток станции рассчитан на деревню Пыхтино и жилой комплекс «Солнцево-Парк». Длина станции — 160 метров. Заявленный тип станции — наземная крытая полуподземная. Одна путевая стена будет глухой, на ней хотят расположить «хронологическую ленту» с чертежами самолетов. Вторую стену хотят сделать панорамной, остекленной. На обеих станциях, которые планируется открыть в 2023 году, будет авиационная тематика.
Бирюлевская линия метро: когда ждать открытия?
Вот уж кто ждет метро, так это жители Бирюлева. Обычно добираться на работу и домой жителям района приходится на электричке, машине, но... ни разу не метро. «Да что ж, мы не москвичи, что ли? Живем же в российской столице!» — справедливо возмущаются бирюлевцы.
Еще 12–15 лет назад о строительстве линии метро в Бирюлеве и речи не было. Считалось, что жителям отдаленных районов достаточно рейсовых автобусов, маршруток, электричек...
И вот, наконец, хорошие новости: район получит собственную ветку метро. На участке от МЦК (где, кстати, в перспективе можно будет перейти на Троицкую линию) до Бирюлево длиной 22,2 км разместятся 10 станций с рабочими названиями: «ЗИЛ», «Остров мечты», «Кленовый бульвар», «Батюнино», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «6-я Радиальная улица», «Липецкая», «Загорье», «Бирюлёво». Новая линия пройдет по территориям семи районов города: Даниловский, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Печатники, Царицыно, Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное.
Бирюлевская линия метро имеет потенциал для продления в Щербинку Новой Москвы. В районе станции «Битца» будет пересечение с железной дорогой и соединение со вторым Московским центральным диаметром и возможностью дойти до Щербинки, а оттуда сделают ответвление в сторону Новой Москвы.
Дорога, дорога, ты знаешь так много...
О пустых дорогах с редкими машинами сейчас напоминают лишь кадры из советских фильмов. Инженеры, проектировавшие дорожную сеть Москвы несколько десятилетий назад, и помыслить не могли, чем обернется для столицы лучевая система магистралей. И ладно бы эти «лучи» соединялись, как паутина, многочисленными поперечными связками. Тогда сейчас мы, наверное, не страдали бы от утомительного простаивания в пробках и многокилометровых перепробегов...
В последние десять лет столичное Правительство старается решить эту проблему: в городе ежегодно строится до 100 километров дорог. В 2022–2024 годах планируется ввести в эксплуатацию 285,6 км дорог, 89 искусственных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад) и более 50 пешеходных переходов. Ведется строительство Северо-Восточной хорды и основных участков Юго-Восточной хорды и Южной рокады, уже активно используется автомобилистами полностью готовая Северо-Западная хорда.
О необходимости создания в Москве хордовых магистралей заговорили в первой половине XX века. В 1930-х годах вопрос прокладки хорд поднимал известный планировщик, специалист по градостроительству Анатолий Якшин, в 1970-х идею развивали его ученики, включая Александра Стрельникова. Прогнозируя рост числа автомобилей, авторы генерального плана Москвы 1971 года предусмотрели, помимо МКАД и Садового кольца, 2 новые кольцевые и 4 скоростные хордовые магистрали. Однако проекты хорд остались на бумаге, а многие участки, где они должны были пролегать, были застроены. В середине 2000-х годов в рамках разработки проекта Четвертого транспортного кольца в Генеральный план Москвы были заложены две хордовые трассы — Северная и Южная рокады, которые обеспечили бы сообщение с Третьим транспортным кольцом, попутно разгрузив как центр города, так и МКАД.
Слишком много колец — дело затратное
После отказа от строительства Четвертого транспортного кольца, проект которого оценивался в 1 триллион рублей, московские власти вернулись к идее хордовых магистралей. Весной 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин представил президенту Дмитрию Медведеву проект развития транспортной инфраструктуры московской агломерации, предусматривающий создание внутри МКАД трех хордовых направлений: Северо-Восточной и Северо-Западной хорд и Южной рокады, образующих незамкнутую кольцеобразную систему с выходами на МКАД. В дальнейшем к ним добавилась Юго-Восточная хорда.
Северо-Западная хорда — новая магистраль, которая связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Она прошла от Сколковского до Ярославского шоссе. Длина хорды — 83 км. С запуском хорды разгрузились на 15% в среднем вылетные магистрали — Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе. Снижена транспортная нагрузка на ряд центральных улиц, Третье кольцо, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей.
Северо-Восточная хорда — это новая магистраль, которая свяжет три округа столицы: север, восток и юго-восток. Дорога длиной 106 км пройдет от новой трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург» до Косинской эстакады (развязки МКАД с магистралью Вешняки — Люберцы) и соединит крупные автомобильные магистрали — шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское и Открытое.
С запуском хорды снизится транспортная нагрузка на вылетные магистрали, центр города, МКАД и Третье транспортное кольцо в восточном секторе столицы, сократится протяженность перегруженных участков магистралей на 71 км и общегородской пробег на 40 тыс. машин в час, улучшится экологическая ситуация в районах Богородское, Сокольники и Басманный.
Кроме того, хорда обеспечит транспортное обслуживание реорганизуемых 10 промзон на востоке и юго-востоке столицы и позволит создать дополнительные въезды-выезды из города на федеральные автомобильные дороги Москва — Ногинск — Казань, Москва — Санкт-Петербург и МКАД.
Южная рокада обеспечит диагональную связь между западной, южной и юго-восточной частями города, разгрузит МКАД, Третье транспортное кольцо в южном и юго-восточном секторе города и центр Москвы.
По проекту Южная рокада пролегает от МКАД к Каширскому шоссе по Рублевскому шоссе, Аминьевскому шоссе, улице Лобачевского, улице Обручева, Балаклавскому проспекту и Кантемировской улице. В первый участок Южной рокады вошли Рублевское шоссе, улица Лобачевского, улица Обручева и Балаклавский проспект. На участке была проведена реконструкция дорог, построены развязки на пересечении Рублевского шоссе с улицами Академика Павлова и Маршала Тимошенко и на пересечении улицы Лобачевского с Мичуринским проспектом. На участках Рублевского шоссе от Можайского шоссе до проспекта Вернадского и от Ленинского проспекта до Чертановской улицы была организована выделенная полоса для общественного транспорта, а его остановки были вынесены в заездные карманы. Для движения автотранспорта по районам без выезда на основную трассу были проложены боковые проезды.
Остается добавить, что сеть хордовых трасс, сформированная в срединной части города, позволит существенно улучшить дорожную обстановку в Москве и снизить объемы вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта.
Прогноз предполагает развитие города по сценарию
Это только кажется, что жизнь города идет по накатанному пути. Ведь как рассуждают москвичи? «В районе началось строительство магистрали — ну и правильно, пробки всем надоели!» «Власти пообещали, что к нам придет метро, — ну наконец-то, заждались!»
Специалисты же всегда просчитывают сценарий социально-экономического развития Москвы на среднесрочную перспективу с учетом ожидаемых внешних условий. Приоритеты экономической политики города остаются неизменными и ориентированы на развитие городской инфраструктуры, на создание условий для привлечения инвестиций, на распространение практики государственно-частного партнерства, на оптимизацию расходов и увеличение доходов бюджета и на улучшение качества жизни в городе. Основным драйвером развития в Москве является Адресная инвестиционная программа, поясняют в столичном Правительстве.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
За счет АИП в 2022–2024 годах запланировано строительство 720 новых объектов, в том числе:
■ 25 станций метро
■ 285 км дорог
■ 213 социальных объектов