Необходимость законодательно урегулировать движение средств индивидуальной мобильности (СИМ) — и в первую очередь электросамокатов — стала очевидна около двух лет назад: в частности, на городском уровне в Москве именно в 2019 году прошли первые «круглые столы» с обсуждением, что делать с обладателями «малых транспортных средств с моторным приводом».
Наибольшую настороженность тогда вызвали появившиеся сервисы проката электросамокатов — такая услуга просто обязана была быть востребованной, поскольку позволяет перемещаться по центру города «от двери до двери» без значительных мускульных усилий. Такие устройства самой разной мощности и размера активно приобретаются и в собственность — что ежегодно вызывает несколько ЧП с возгораниями аккумуляторных батарей.
В ходе обсуждения поправок в ПДД весной 2021 года уже на федеральном уровне представители МВД и Минтранса предлагали де-факто приравнять электросамокаты на дорогах общего пользования к мопедам — то есть ввести для управления этими устройствами на проезжей части необходимость прав категории М или выше, обязательство находиться в трезвом состоянии и наличие защитного шлема. Все как на обычных малокубатурных мопедах. А для тротуаров и парков предполагалось ограничить скорость до 25 (иногда предлагался порог в 15) километров в час.
Самокатная амнистия
Вышло несколько по-другому. Нынешние предложения включают в себя лимит в 25 км/ч для тротуаров и парков. Сохранился и возрастной порог для проезжей части: ездить по ней на СИМ смогут только взрослые и дети старше 14 лет. Дети до 14 лет — только по тротуарам, а дети до 7 лет — еще и с родителями.
Появился новый элемент — ограничение массы электросамоката. Все, что тяжелее 35 кг, будет считаться мопедом и не имеет права появляться на тротуарах. Правда, заметим в скобках, таких сверхтяжелых самокатов не слишком много на рынке. А вот остальные пункты нельзя назвать иначе как амнистией для электросамокатчиков!
— Планируется еще несколько важных нововведений, — рассказали «МК» в столичном главке ГИБДД. — По проезжей части нельзя будет передвигаться, если рядом есть тротуары и пешеходные дорожки и если на проезжей части скоростной режим выше 60 км/ч. Кроме того, электросамокатам будут запрещены обгон и объезд с левой стороны.
Это означает, что на электросамокатах по тротуарам двигаться можно, причем практически без ограничений (кроме скоростного лимита 25 км/ч и весового 35 кг). Потому что практически везде, где есть проезжая часть с лимитом 60 км/ч и меньше, есть и тротуары. А там, где их нет, — чаще всего и скоростной лимит будет повыше.
Это хорошая новость для прокатных компаний: на скоростные ограничения они согласились уже минувшим летом, продемонстрировав готовность сотрудничать с государством. «В нашем парке самокатов уже действует скоростной лимит в 25 км/ч, кроме того, есть и красные зоны, где пользователи не могут передвигаться на самокате, — рассказали «МК» в одной из кикшеринговых компаний Москвы. — Можно сказать, что нынешний проект поправок к ПДД обеспечит равенство между операторами кикшеринга и владельцами частных электросамокатов: ограничения теперь будут обязательными для всех».
Почему не планируется вводить «сухой закон» и обязательные шлемы (как для мопедов) и требовать от водителей самокатов категории М в правах — ни в ГИБДД, ни в прокатной компании сообщить не смогли. Впрочем, можно предположить, что для кикшеринга вышеозначенные требования стали бы катастрофой: ни технически, ни юридически прокат электросамокатов не готов к «мопедным» ПДД.
Оформят по лицу
Тем не менее учет и контроль всех электросамокатчиков вводить все-таки собираются — как минимум со временем. Абонентов кикшеринга уже сейчас — как и в случае с водителями каршеринга — знают и отслеживают в реальном времени по номеру транспортного средства: система знает, кто арендовал данный самокат в каждый конкретный момент времени. Остались «частники», которым к тому же даже не будут прикручивать номера по образцу автомобилей. И права у них тоже не потребуешь. Основным средством распознавания, похоже, будут лица, сообщили «МК» в компании-подрядчике Департамента информационных технологий.
— Программа подключения всех городских камер видеонаблюдения к системе распознавания лиц успешно реализуется, надежность распознавания растет с каждым годом, — рассказал собеседник «МК». — Пока наилучшее качество обеспечивают системы на входе в метро и транспорт, следующие по надежности распознавания — камеры высокого разрешения, устанавливаемые в общественных местах, чуть хуже работают камеры на подъездах. В течение ближайших нескольких лет ожидается, что распознавание лиц будет вполне надежным, случаи оспаривания сведутся к минимуму.
По словам специалиста, основная проблема с распознаванием самокатчиков и велосипедистов по лицу связана с динамической нерезкостью — фотографам она известна как «шевеленка». Перемещающийся на высокой скорости человек для четкого распознавания требует очень короткой выдержки — то есть интервала обновления кадров для видеокамеры. Точность же для распознавания по лицу нужна куда более высокая, чем в случае с чтением автомобильных номеров.
Поэтому здесь и сейчас с владельцами «нелимитированных» электросамокатов, похоже, ничего сделать не смогут — патрульные полицейские вряд ли будут ловить всех нарушителей. Но уже через пару лет ситуация может измениться — и тогда любого, кто поедет не так и не там, не только «примут», но и «оформят» по лицу.