На портале «Активный гражданин» с 6 по 19 октября обсуждается прокладка двух новых трамвайных линий. Первая из них пройдет от Чертановской улицы (конечная нынешнего 3-го маршрута) до станции «Покровская» Курского радиуса железной дороги (МЦД-2). Вторая от Метрогородка через Гольяново пройдет по 3-й Парковой улице к метро «Измайловская». Обе линии будут обслуживать около 800 тысяч пассажиров, сообщили в Дептрансе.
Одновременно опубликованы планы создания транспортного хаба у Рижского вокзала (сам вокзал постепенно выводится из эксплуатации, там будет музей). В него входит, в частности, восстановление трамвайной линии по Трифоновской улице, которая соединит этот хаб с «Белорусской» и трамвайной сетью в целом.
О новых линиях трамвая мечтали очень давно — энтузиасты-транспортники предлагали различные варианты развития сети много раз с начала 2000-х годов. Однако ни один из амбициозных планов (например, та же линия по улице Красного Маяка, которая анонсирована сейчас, предполагалась до Бирюлева, с постройкой нового депо; а по шоссе Энтузиастов линия должна была стать скоростной) пока не воплощен.
Напротив: ряд девелоперских проектов сделал невозможными некоторые трамвайные идеи — например, продлить линию от Останкина (вместо убыточного монорельса) через Дмитровское шоссе к «островной» Строгинской сети. Добавим к этому реконструкцию депо на Шаболовке (которое фактически полностью снесли), сложную ситуацию с содержанием путей — и получим невнятное будущее трамвая в целом. И тут — радостный анонс значительного расширения. Радоваться бы! Но — в районных сообществах социальных сетей пока смешанные чувства.
— Живу на 3-й Парковой улице, у нас четырехполосная дорога, если появится обособленная трамвайная линия, либо встанет движение автомобилей и автобусов, либо, что более вероятно, уберут парковку вдоль всей улицы, — говорит Андрей Рогов, житель Измайлова. — Кроме того, у нас в основном пятиэтажки, в реновацию многие дома не вошли, а значит — трамваи будут стучать прямо под окнами. Это довольно громко.
Действительно, как заявили в Дептрансе, линии должны быть обособлены. «На остановках будут приподнятые платформы, а на маршрутах — низкопольные бесшумные трамваи, — говорится в заявлении ведомства. — Замена старых трамвайных путей на бесстыковые рельсы в разы снижает вибрацию, что делает поездку комфортнее, а жизнь людей в близлежащих домах — заметно спокойнее».
Судя по всему, транспортники хорошо осознают, что шум — одна из основных претензий к проекту. Поэтому уже сейчас внедряют соответствующие решения. «Снижающие и поглощающие звук и вибрацию технологии заложены на каждом этапе строительства, — рассказывает Григорий Павленко, исполнительный директор компании «Техноконцепт», которая сейчас реконструирует пути на «Войковской». — Для плавного хода рельсы свариваются по алюминотермитной технологии, после чего шлифуются, образуя бесстыковой (бархатный) путь. Все скрепления рельсов и шпал предусматривают снижение вибрации».
Экологически настроенных москвичей представители отрасли пытаются привлечь на свою сторону еще и подбором материала шпал: теперь, по словам Григория Павленко, активно применяются шпалы из переработанного пластика: на 1 км таких шпал уходит 170 тонн пластиковых отходов, а служат элементы по 40 лет. Но шум, конечно, более важен: только гарантия бесшумности может защитить Дептранс от критики, например, на улице Гиляровского: дорогие новостройки, построенные там уже после закрытия трамвайного движения, всегда были очагами сопротивления всем планам по возрождению линии.
А вот аргумент от автомобилистов, связанный с тем, что на узких улицах обособленные трамвайные линии автоматически «убивают» парковки, — кажется, его не намерены рассматривать всерьез. Потому что слушать такие аргументы в Москве уже много лет неприлично: сказано — автомобилисты зло, значит, так и есть. Но если это так — то дайте нам хотя бы современный трамвай.