На взгляд обывателя, все прыжки с парашютами одинаковы — ну, откуда-то сверху приземляется нечто под куполом, страшно и эффектно... Однако внутри этого спорта есть своя градация, и в городе чаще всего можно увидеть выходки тех, кто выбрал для себя бэйсджампинг. Отличительная особенность — в том, что здесь прыгают со статичных объектов, например, с крыши или с моста. Падение происходит в непосредственной близости от точки прыжка. Из-за небольшой высоты скорость падения при выполнении прыжков очень редко достигает таких скоростей, как в парашютном спорте. Минимальная высота, пригодная для бэйсджампинга — 30 метров. Для понимания: высота сталинских «семи сестёр» – порядка 136 метров, смотровой площадки в Москва-Сити — 354 метра, а триумфальной арки на Кутузовском проспекте — 28 метров (прыжок будет ну очень рискованным!).
При бэйсджампинге нельзя использовать амуницию, предназначенную для обыкновенных прыжков с парашютом — она рассчитана на иную высоту. Также нужно понимать, что здесь почти никогда не бывает второго шанса — на него просто нет времени при такой небольшой высоте.
В разговоре с корреспондентом «МК» главный тренер Федерации парашютного спорта РФ Вадим Ниязов назвал тех, кто прыгал на Ленинском проспекте, «любителями экстремальных увлечений»:
– Я предпочёл бы разделять тех, кто занимается парашютным спортом профессионально, и бэйсджамперов, для которых это увлечение. Это просто любители. Мы не можем никак контролировать то, как люди проводят своё свободное время, хотя, конечно, для таких прыжков тоже нужна специальная подготовка — иначе шансы благополучно приземлиться крайне малы. Так или иначе, всё зависит от законов конкретного региона. Например, в США в каждом штате есть собственные законы, которые регулируют бэйсджампинг. Насколько мне известно, в Москве нет ограничений, поэтому если этих людей и привлекут к ответственности, то не за факт прыжка, а за сопутствующие нарушения, – объяснил Ниязов.
Действительно, законов, которые регулировали бы бэйсджампинг, в России пока нет. Зато может наступить административная ответственность за нарушение общественного порядка — такая же, как в случае хулиганства или других выходок. И, конечно, нельзя приземляться на территорию объектов, которые находятся в частной собственности или принадлежат государству. Это и предстоит выяснить полиции: нарушили ли экстремалы какие-то нормы общественного порядка. Поскольку приземлились они на проезжую часть, это может быть расценено как создание препятствий движению автомобилей.
Похожий случай уже имел место в 2017 году: тогда лихач Владимир Мурзаев спрыгнул с одной из столичных высоток, держа в руках российский триколор — столь своеобразно он решил отпраздновать день государственного флага РФ. А в 2020 году двое жителей Красноярска решили прыгнуть с парашютами с балкона 24 этажа обычного жилого дома.
Эксперты подчёркивают: хотя бэйсджампинг — это не спорт, а лишь увлечение, специальная подготовка необходима (перед тем как начать прыгать со зданий, нужно отработать прыжки на обычных парашютах). Бэйсджампинг относят к особо опасным занятиям: согласно последним опубликованным данным, после неудачных прыжков погибли 417 человек (с 1981 по 2021 год), из них более 20 человек — в течение последнего года.