— Дистанционное электронное голосование — способ относительно новый, — отметил Сергей Собянин, рассказывая о своем решении. — Но при этом более быстрый, удобный и надежный. Нужно просто сделать два-три клика, не выходя из дома. К тому же в условиях не закончившейся пандемии COVID-19 электронное голосование является наиболее безопасным способом реализовать свое право на участие в формировании органов власти.
По словам мэра, на данный момент голосовать онлайн собираются почти полтора миллиона избирателей. Такой активности вряд ли стоит удивляться: во-первых, это действительно удобно (особенно для тех москвичей, кто в дни выборов будет далеко от своих избирательных участков) и безопасно, а во-вторых — именно электронное голосование дает голосующим возможность получить серьезные бонусы при помощи акции «Миллион призов», дебютировавшей в прошлом году на голосовании по поправкам в Конституцию. А для активистов электронное голосование означает возможность стать наблюдателем, не покидая дома.
Наконец, именно электронное голосование способно сделать результаты грядущих выборов еще более точными, чем это возможно при традиционном формате, отмечают эксперты. Дело в том, что явка за счет онлайн-избирателей будет выше, чем обычно, — а значит, и предпочтения граждан будут отражены точнее.
Кому удобнее
Дистанционное голосование проводится в Москве с 2019 года — тогда в качестве масштабного эксперимента появилась опция проголосовать онлайн на выборах в Мосгордуму. Эта возможность оказалась востребованной и в 2020 году — уже на федеральном уровне: возможность проголосовать удаленно оказалась весьма полезной в пандемийный год.
В этом же году онлайн-голосование стало фактически стандартной опцией, предлагаемой избирателям столицы. Результаты опроса ВЦИОМ, опубликованные 2 сентября, показывают, что 94% москвичей знают о возможности дистанционного электронного голосования, и 49% респондентов — то есть практически половина — допускают, что будут участвовать в онлайн-голосовании.
Исходя из этого, избирательные комиссии прогнозируют на грядущих выборах высокую явку — участие в электронном голосовании должно дать значительный прирост. Дело в том, что возможность выполнить свой гражданский долг без личного присутствия на избирательных участках может привести на выборы тех, кто не то чтобы не хотел голосовать, но у кого никак не получалось попасть к урнам в назначенный день.
Это дачники (опыт организации экстерриториальных участков в соседних регионах в 2019 году показал, что весьма и весьма многие не голосуют, только потому что находятся за городом), молодежь, люди с перенасыщенным даже в выходные графиком (многодетные, бизнесмены и другие). Наконец — люди, которым трудно выходить из дома по состоянию здоровья, а вызывать на дом избирательную комиссию они стесняются. Теперь для всех этих людей есть решение — проголосовать онлайн с применением компьютера или хотя бы телефона, подключенного к Интернету.
— Впервые за несколько лет проголосую — именно онлайн, — рассказала многодетная жительница Отрадного Наталья Р. — Времени дойти до избирательного участка никогда нет: то дача, то нужно закупать продукты на неделю, то занятия с детьми. Всегда возвращаешься почти что ночью, какой тут избирательный участок? То, что появилась такая возможность, — отлично, я хотя бы изучила, что у нас за кандидаты, что в районе происходит.
В целом возможность воспользоваться государственными сервисами прямо с компьютера или гаджета — московский стандарт для 2020-х годов. Напротив, отсутствие такой возможности воспринимается как что-то удивительное, «пережиток старины». Поэтому то, что важнейший государственный сервис — организация выборов — тоже «переезжает» в цифровую форму, не кажется удивительным — наоборот, это норма для нашего времени.
— Главное преимущество такой формы волеизъявления заключается в том, что она обеспечивает потребность большого числа избирателей в удобстве, безопасности и возможности реализовать свою гражданскую позицию без отрыва от личных дел, — отметила член Комиссии Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов Алена Булгакова.
Удобство электронных сервисов оценили, пожалуй, все москвичи — независимо от возраста и рода занятий. Особенно очевидным это стало в 2020 году — когда возможность дистанта стала ключевым элементом борьбы с пандемией коронавируса.
Ковид не пройдет
Именно продолжающаяся пандемия стала, пожалуй, главным аргументом в пользу электронного голосования. И сделала его не просто одним из вариантов, но вариантом предпочтительным — недаром именно его выбрал мэр Сергей Собянин. Еще в прошлом году, во время общероссийского голосования по Конституции, стала очевидна проблема: нужна технология безопасного проведения выборов даже в условиях, когда массовые собрания и работа присутственных мест невозможны по эпидемиологическим соображениям. Перенос голосований на неопределенный срок очевидно неприемлем, поэтому ставка и была сделана на безопасное с точки зрения контактов электронное голосование.
— В 2020 году количество москвичей, выбравших онлайн-форму голосования по поправкам к Конституции, уже было довольно высоким, — отмечает политолог Павел Буслаков. — В этом году эту форму может выбрать еще больше граждан — в том числе и по причине продолжающейся пандемии, которая заметно изменила нашу повседневность.
— Пандемия заставила большинство москвичей изучать электронное поле, — констатирует его коллега Максим Крутилин. — Жители столицы стали намного образованнее в этом пространстве, даже по сравнению с голосованием по поправкам к Конституции. Уверен, большинство, даже кто ранее не принимал участие в выборах, выберут дистанционное электронное голосование: это безопасно, просто и быстро.
Мнения экспертов подтверждают и сами москвичи. «В этом году решил проголосовать онлайн, — рассказал пенсионер из Щукина Николай Рыбалин. — Я достаточно тяжело переболел ковидом этой зимой, врачи сказали, что следующей такой болезни могу не пережить, поэтому я в первых рядах привился, но при этом по-прежнему стараюсь избегать скоплений людей. Все, что можно, делаю по Интернету. Хорошо, что с голосованием тоже появилась такая возможность — иначе я бы, наверное, не рискнул пойти на участок».
Будущее наступило
Впрочем, пандемия лишь ускорила динамично развивающуюся цифровизацию государства и всей нашей жизни. Для поколений, рожденных уже в эпоху Интернета, онлайн-технологии — уже не дополнительные, а основные. И то, что они «прикручены» к процессу выборов, означает, что выборы наконец-то попали в поле зрения молодежи.
— Я, конечно, с родителями ходила на выборы, — вспоминает 19-летняя Дарья Н. из Богородского района. — Помню всякие пирожки в буфете, бурно радующихся каждому ребенку женщин из избирательной комиссии. Это все как-то ощущалось и ощущается неловко — зачем все это, если технологии позволяют взять и проголосовать в один клик? То, что такая возможность появилась, — отлично.
Действительно, сейчас уже странно вспоминать, что билеты на самолет лет двадцать назад приходилось «выстаивать» в кассах авиакомпаний. Все привыкли приобретать их мгновенно через Сеть, одновременно еще и бронируя гостиницы в городе назначения. Наверное, точно так же через двадцать лет люди будут удивляться, что в начале ΧΧΙ века для голосования все еще было нужно прийти куда-то «ногами» и поставить галочку в бумажном бюллетене. Прогресс, что вы хотите.
В основе московского «движка» электронного голосования лежит технология блокчейн, позволяющая распределенно отслеживать все изменения в базах данных и не допускающая «подчисток» истории транзакций. За прозрачность и надежность эту технологию уже давно любят финансисты — так, например, недавнее исследование аудиторской компании Deloitte показало, что более 80% руководителей в этой отрасли считают блокчейн неотъемлемым элементом современной работы.
«Московскую систему дистанционного электронного голосования (ДЭГ) невозможно взломать, она анонимна и дает избирателям новые способы для голосования, — подчеркивают аналитики Deloitte. — Да, на разработку и совершенствование технологии ДЭГ были потрачены немалые средства, однако в долгосрочной перспективе это экономически выгодное решение. Москве больше не понадобится открывать каждые пару лет по нескольку тысяч избирательных участков».
Так надежнее
С блокчейном связано и еще одно ключевое преимущество системы дистанционного электронного голосования — повышенная прозрачность и открытость выборов. Когда возможность анонимно, но поштучно отследить все голоса «зашита» в саму технологию, на которой организованы выборы, вопросы к потенциальному человеческому фактору (то есть возможным фальсификациям) снимаются в корне.
— Все электронные бюллетени зашифрованы и хранятся в блокчейн-сети, у которой нет единого сервера, — поясняют разработчики системы. — Попытка изменить данные станет сразу заметна всем. Это куда надежнее, чем кипа бумаги на столе в закрытой комнате на избирательном участке.
Здесь активисты, регулярно участвующие в выборах в качестве наблюдателей, могут спросить: минуточку, а как же наблюдать за голосованием и подсчетом голосов в электронной форме? Оказывается, еще проще, чем на традиционных избирательных участках: наблюдателем за ДЭГ может быть любой гражданин, независимо от его местонахождения.
— Поскольку мы наблюдаем в Москве и за электронным голосованием, мы сочли нужным, чтобы УИК ДЭГ были тоже рядом с нами, на площадке штаба, — отмечает глава Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Алексей Венедиктов. — Там же будут стоять принтеры, которые печатают бумажный «след», и там же будут сидеть наблюдатели, которые следят за электронным голосованием. Таким образом, мы сделали единую площадку, где все системы наблюдения собраны в одном месте.
Уже сейчас на городском портале mos.ru заработал сервис, позволяющий проверить, включены ли вы в список электронных избирателей. Что касается наблюдения, то на начало сентября в корпусе наблюдателей Москвы — уже 15 тысяч человек на 3600 с лишним московских участков. По словам представителей Общественного штаба, этого достаточно, чтобы «закрыть» наблюдателями все избирательные участки в столице, а также составить резерв наблюдателей.
— Внедрение в наш быт разных электронных новшеств — это неизбежный процесс, — отмечает адвокат Дмитрий Аграновский. — Даже его противники будут вынуждены к нему адаптироваться. Ну и кроме того, электронное голосование несравненно более демократично и прозрачно, чем, например, голосование в США по почте.
Механизмы подсчета голосов, наблюдения, исключения фальсификаций отработаны за несколько лет и показали свою эффективность, утверждает заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых проектов и иных правовых инициатив Артем Кирьянов. По его словам, электронное голосование не только удобно для людей, но и имеет более высокую защиту от фальсификаций.
Тестирование этой системы шло и ведется до сих пор, в том числе нетривиальными способами: так, Алексей Венедиктов недавно вознаградил внешних участников проверки системы на взлом и уязвимость. 2 млн рублей в общей сложности причитались хакерам, у которых получилось выявить новые уязвимости системы. Так, 350 тыс. руб. получил москвич Дмитрий Абрамов, который смог сократить время отложенного голосования (стандартное время смены голоса — раз в три часа), а также протестировал больше всех разнообразных сценариев взлома системы ДЭГ. Еще 150 тыс. руб. достанутся неизвестному хакеру, который смог отказаться в анонимной зоне от бюллетеня. Остальные премиальные распределили между участвовавшими во внутреннем тестировании членами технической группы.
В целом же — для почти полутора миллионов москвичей, выбравших онлайн-голосование, будущее наступило уже сейчас. И дело не только в удобстве, безопасности и акции «Миллион призов», по которой можно выиграть квартиру, автомобиль или сертификаты на сумму от 10 тысяч баллов-рублей. Дело прежде всего в том, что осуществление своего главного гражданского права — выбрать представителей в органы власти всех уровней — никогда в истории не требовало таких малых усилий. Когда реализовать активное избирательное право можно в буквальном смысле слова в два щелчка компьютерной мыши — пожалуй, даже стыдно этого не сделать.