— Андрей Юрьевич, по оценкам международных экспертов, Москва уже сегодня является одним из самых привлекательных мегаполисов мира. Какие вы могли бы назвать ключевые слагаемые комфортного мегаполиса?
— Ключевые слагаемые комфортного мегаполиса — это удобная транспортная сеть с остановочными пунктами скоростного общественного транспорта в шаговой доступности; это самодостаточные городские районы, где, помимо жилья, есть вся необходимая социальная инфраструктура и рабочие места; это комфортное жилье с благоустроенными дворами; это благоустроенные общественные пространства. Москва получила высокий балл в сфере экологии и заняла третье место в мире по доле горожан, довольных качеством жизни, обогнав такие мегаполисы, как Берлин, Париж, Сеул, Токио, Пекин, Сидней, Торонто и многие другие. Это результат работы правительства Москвы во всех сферах — градостроительной политики и строительства, здравоохранения, образования, благоустройства территорий, создания систем безопасности.
— Безусловно, в таком огромном городе, как Москва, развитие транспортной инфраструктуры является приоритетным направлением. За 10 с половиной лет в этой сфере столица совершила настоящий прорыв. Какие планы по строительству дорог, метро, железнодорожных магистралей на ближайшие годы?
— К 2024 году мы планируем завершить формирование современного единого транспортного каркаса Москвы: будут достроены Большая кольцевая линия метро, планируем открыть движение по маршрутам МЦД-3 и МЦД-4, а также завершить создание системы скоростных хордовых магистралей. Некоторые цифры говорят сами за себя: москвичам будет доступно 520 км метро и МЦК, 408 км МЦД и линий железных дорог, 1300 км новых дорог. 90% москвичей будет обеспечено подземкой в шаговой доступности. Важнейшей задачей для нас является не просто строительство и ввод новых объектов, но также их интеграция в общегородскую транспортную систему.
— Недавно вы заявляли о том, что две перспективные радиальные линии метро — Рублево-Архангельская и Бирюлевская — могут быть соединены в одну. Насколько реально осуществить такой проект?
— Такую возможность — продлить Бирюлевскую линию через центр для соединения с Рублево-Архангельской — мы действительно рассматриваем. Но вопрос пока на самой ранней стадии проработки. Задача сложная, поскольку нам придется пройти через плотно застроенную часть центра города. Бирюлевская и Рублево-Архангельская линии — это два новых радиуса метро, строительство которых решит множество транспортных задач. При этом, если они будут соединены секцией через город и будут образовывать единый диаметр, их эффективность будет еще выше.
— 2020-й и первая половина 2021 года оказались достаточно сложными для экономики. Как пандемия повлияла на такую важную отрасль, как строительство?
— Введенные в апреле 2020 года в связи с пандемией ограничения на строительные работы в Москве не коснулись стратегически важных для города объектов. Мы не останавливали строительство метро, автодорог и железных дорог. Не прекращали строить объекты здравоохранения — более того, наши строители совершили настоящий подвиг, всего за месяц, с нуля построив капитальный Московский клинический центр инфекционных болезней «Вороновское», объект, в котором город нуждался именно в самый сложный пиковый период, и где сегодня продолжают спасать жизни людей. Более того — благодаря огромной работе по цифровизации отрасли, которую мы проводим все последние годы, в режиме онлайн проводились публичные слушания по проектам планировки территорий в рамках программы реновации, застройщики получали разрешительную документацию на ввод жилья. Словом, не дали отрасли, а значит, и экономике, «упасть» и выполнили все свои обязательства перед москвичами. Ключевой федеральной мерой поддержки строительной отрасли стала программа льготной ипотеки. В итоге в самый трудный 2020 год не просто достигли плановых показателей ввода объектов, но и превысили их. А уже к весне этого года интенсивность строительных работ в столице превзошла допандемийный период. Сегодня в Москве работы развернуты на 1188 строительных площадках.
— Андрей Юрьевич, можно ли утверждать, что строительство является локомотивом развития столичной экономики?
— Конечно. Достаточно привести в подтверждение цифры. Ежегодный вклад строительного комплекса в городскую экономику составляет порядка 360 млрд рублей. На каждый рубль, вложенный в инфраструктуру, город получает 3 рубля частных инвестиций в промышленность, инновации, торговлю и прочие сферы. 19% составляет вклад стройкомплекса в ВРП Москвы. Более миллиона москвичей заняты в строительной сфере и смежных отраслях.
— Что делается в городе по части обустройства набережных и общественных пространств?
— Программа развития набережных Москвы-реки, создания комфортных, открытых, привлекательных общественных пространств по-прежнему в центре нашего внимания, и за прошедшие годы в этой сфере сделано немало. Особое значение придаем обустройству набережных как мест отдыха и проведения досуга. Сегодня для москвичей и гостей столицы доступны почти 72 км благоустроенных набережных, включая такие знаковые, как Москворецкая, Лужнецкая, Краснопресненская… В планах на ближайшие три года — привести в порядок еще более 120 км набережных, сформировать около 40 общественных зон, построить и реконструировать 16 мостов. Ключевые проекты — обустройство Карамышевской набережной, набережной от парка Фили до Третьего транспортного кольца, набережных Нагатинской поймы и ряд других.
— Андрей Юрьевич, расскажите о строительстве объектов социальной инфраструктуры.
— Правительство Москвы продолжает работать над самодостаточностью городских районов, жители которых должны иметь в шаговой доступности детские сады и школы, поликлиники и объекты спорта и досуга. К 2024 году в столице построим порядка 1000 таких объектов. Уже сегодня наш город по комфортности инфраструктуры образования опережает Нью-Йорк и Лондон: в 75% районов Москвы садики и школы расположены в переходной доступности от жилых домов. Каждый шестой детский сад в Москве построен за последние 10 с половиной лет. Всего же за этот период в столице открылось 304 новых детских сада и 113 школ. До конца 2023 года планируется построить еще 68 зданий дошкольных учреждений и 86 школ. Огромная работа проводится и по модернизации инфраструктуры здравоохранения. Ключевой запрос москвичей — возможность получать качественные медицинские услуги, проходить обследования, посещать врачей-специалистов в шаговой доступности от дома. Сегодня мы создаем современную систему здравоохранения мирового уровня при полном сохранении доступности государственной медицины для горожан. С 2011 года построено более ста современных объектов здравоохранения. Еще 74 планируется ввести в эксплуатацию до конца 2023 года. На 26% за 10,5 года выросло и разнообразие предложения для досуга москвичей: за этот период в городе построено и реконструировано 58 объектов культуры и 142 спортивных сооружения. И это не только объекты мирового уровня — такие как театр «Геликон-опера», филармония «Зарядье», стадионы «Лужники», «Динамо», ЦСКА, «Спартак», — но и детские музыкальные школы и школы искусств, дома культуры, музейные пространства, физкультурно-оздоровительные комплексы, футбольные поля, корты, спортивные площадки…
— Как бы вы определили инвестиционное состояние экономики нашей столицы?
— Инвестиционные вливания в экономику столицы за последние 10,5 года просто колоссальные! Объем инвестиций вырос в 5 раз: с 733 млрд руб. в 2010 году до 3,6 трлн руб. в 2020 году. Основные бюджетные инвестиции направлены в развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Именно они влияют на повышение качества жизни в многомиллионном мегаполисе, способствуют улучшению городской среды, а главное — стимулируют рост частных капиталовложений в строительство недвижимости, в промышленность, в сферу услуг, а значит, способствуют экономическому благополучию столицы в целом.