Напомним, что право на получение QR-кода имеют три категории москвичей: вакцинированные, переболевшие коронавирусом не более 6 месяцев назад, а также получившие отрицательный результат ПЦР-теста не более 72 часов назад. Всем остальным пока что вход в кафе и рестораны, увы, закрыт. Доставка или заказ еды навынос — пожалуйста, сколько угодно. Кроме того, до 12 июля можно беспрепятственно сидеть за столиками на летней веранде.
Для начала — надо же понимать, с чем имеем дело! — пробую отсканировать собственный QR-код самостоятельно. Для этого достаточно банальной программы-считывалки на смартфоне. Адрес ведет на особый раздел сайта mos.ru: там отображаются инициалы владельца, дата рождения и срок действия разрешения. Узнать, кто именно перед вами — вакцинированный, переболевший или обладатель отрицательного ПЦР, — возможности нет: врачебная тайна хоть как-то, но соблюдена.
Все готово, можно отправляться в гастрономическое путешествие.
В кофейне районного масштаба, оснащенной 5 столиками, про QR-код поначалу даже не спрашивают. Молча упаковывают заказанные кофе и круассан в пакетик навынос.
— У вас сейчас только с собой, за столиком нельзя посидеть?
— Если без QR-кода, то нельзя, — разводит руками девушка.
Охотно предъявляю черно-белый квадратик. Увы, машинка сбоит и что-то там не считывает.
— Ну ничего, главное, что он у вас есть. Тогда я вам круассанчик на тарелочку положу, — легко и быстро соглашается официантка. И с любопытством уточняет: — А вам это за прививочку дали или за антитела?
Формулировка вопроса мне нравится: действительно, QR-код в современной Москве — это почти медаль, его дают только за что-то!
Следующая точка — фастфуд всемирно известной сети около станции метро. Тут даже похвастаться обретенным кодом (медалью?) не удается — менеджер заведения в буквальном смысле выгоняет всех, кто ступает на порог.
— Нельзя к нам! Нельзя! Закрыто! Вы что, не знаете про указ мэра?! — истерично выкрикивает дама и захлопывает дверь перед 2–3 клиентами, пытавшимися пройти внутрь.
Вопрос на засыпку: многие ли москвичи готовы будут устраивать даме ликбез — и подробно объяснять, что указ мэра требует не выгонять клиентов из заведения, а всего лишь проверять у них магические QR-коды? Даже не так: многие ли москвичи сами досконально разобрались, что к чему? Увы, увы… Или, может быть, все сложнее: менеджер настолько уверена, что клиенты не разобрались, что к чему, и не сумели сгенерировать код, что самое оптимальное — просто-напросто запереть дверь? Впрочем, какая разница… Ну а у окошка «навынос» между тем собралась внушительная очередь. Социальную дистанцию, ясное дело, никто не соблюдает.
В сетевой кофейне картина похожая — длинная очередь перед окошком, торгующим навынос, — однако тут клиентам позволяют переступить порог зала.
— Мы на бумажном носителе не принимаем! — сразу же безапелляционно заявляет администратор, которому я протягивают распечатанный лист с QR-кодом.
Осторожно уточняю:
— Вы, наверное, справки о болезни и сертификаты о прививках не принимаете бумажные? А это тот же самый QR-код, вы попробуйте его просканировать…
Один короткий «пип» программой — и вопрос решен: проходите, садитесь, заказывайте свою еду! Зато сразу все понятно: действительно, разобраться в новой системе с ходу способны ну далеко не все, поэтому путаница на каждом шагу. Однако в зале становится понятно, что не так уж пугают людей новые правила: за каждым вторым столиком сидят люди, с удовольствием употребляющие бизнес-ланчи. И все разговоры в зале — естественно, по теме…
— …Я переболела почти без симптомов, случайно обнаружила… даже не знаю, корректно ли меня считать болевшей…
— …Ну, Пашка теперь долго не сможет с нами обедать, у него ж аллергия на все вокруг, и на вакцину тоже…
— …Я код смогла только с третьего раза сделать, сайт зависал, небось сегодня утром всем резко потребовалось…
Все правильно: ну а о чем еще разговаривать в такой день? Официант в ответ на брошенное вскользь замечание — мол, не отпугивают ваших клиентов новые правила? — охотно рассказывает: большая часть обедающих — постоянные посетители, сотрудники ближайших офисов, идеальный образованный «средний класс», который цифровизацией не испугать (и вакциной, видимо, тоже).
В другом заведении — тоже сетевом! — настойчиво предлагают расположиться именно на летней веранде. Стою на своем — нет, мол, на улице ливень, сырость, хочу в зал сохнуть! Администратор стыдливо признается:
— У нас с самого утра система сбоит. Не получается проверять коды. И проверка может в любой момент нагрянуть… Давайте на веранду, у нас тут зонтики хорошие, видите, все закрыто?
Да, действительно зонтики. И, несмотря на пиковое обеденное время, не так уж много народу: занято примерно две трети столиков, есть свобода выбора. Из-за погоды нет народу? Самое время задать провокационный вопрос:
— На веранде понятно — код не нужен? А если мне нужно будет в туалет зайти, а он у вас в конце зала, за барной стойкой, то без кода пропустите в помещение?
Администратор всерьез задумывается: видимо, под таким углом на сложившуюся ситуацию еще не приходилось смотреть...
— Наверное… Да. Мы же вам счет выписываем на тот столик, который на улице! Значит, в помещении не обслуживаем. Все сходится! Только масочку наденьте!
Ура, задачка решена. Потом, немного расслабившись, администратор признается:
— Мы опасаемся, что люди не разобрались, как что работает, или решили просто не ходить. Доставок-то с самого утра заказывали довольно много — и через агрегаторы, и напрямую через наш сайт. Может, народ решил принципиально не ходить?
Такой вариант, к сожалению, кажется довольно-таки правдоподобным — новые указания сегодня появляются настолько часто, что не каждый человек в состоянии за ними угнаться. И удержать в голове все стремительно меняющиеся правила: веранду можно, внутрь зала нет, навынос можно, за столиком нет… Останется только повторить марш-бросок через недельку, когда все худо-бедно выучат новые пищевые правила.