Сергей, житель улицы Академика Бочвара в районе Щукино, начал спускать колеса долго припаркованных автомобилей около года назад. Он вполне успешный сотрудник крупной корпорации, у него есть жена и двое детей — по виду почти персонаж рекламного ролика про шашлыки на природе. Но в какой-то момент он просто установил себе правило: если автомобиль стоит на одном месте так долго, что покрылся пылью, нужно «стимулировать» его владельца поскорее освободить парковочное место.
— Первым был старый «американец», которым хозяин годами не пользовался, отстаивал во дворе, — вспоминает Сергей. — Я как-то раз видел хозяина, потертый такой мужик лет 60. Спросил, почему он не ездит, в ответ получил оскорбления. Через несколько дней гулял поздно вечером с собакой, притормозил у этой машины и аккуратно спустил все четыре колеса. И буквально через неделю — на следующих выходных — автомобиль со двора убрали. Я увидел, что намеки работают, и решил продолжать.
По словам Сергея, его объектом становится прежде всего «автонедвижимость» — старые машины, которые хозяевам уже явно не нужны и которые не ездят очень долго, но все-таки занимают драгоценную площадь двора. «Я сам автомобилист, но содержу машину в порядке, а самое главное — постоянно ее использую, мы каждую неделю ездим на дачу, — говорит собеседник «МК». — И я не занимаю одно и то же парковочное место годами, как эти люди. Причем ведь они выбирают обычно самые удобные места — пригнали сюда машину в праздники, когда никого нет, и они стоят».
Критически важно именно спускать, а не прокалывать и не резать колеса, формулирует Сергей свое главное правило. Повредить чужую собственность, прокалывая колесо, — это уже серьезное правонарушение, а спустить — не правонарушение вовсе, ведь собственность другого человека остается неприкосновенной. Так, мягкий намек — мол, не всем нравится твое поведение, коллега.
— Мы обсуждали проблему стоящих машин в чате нашего дома, — признается Сергей. — И многие тогда теоретически согласились, что спускать колеса — это вполне резонный поступок. Я не стал признаваться, конечно, что я этим занимаюсь, но понял, что народ не против. Наоборот, люди страдают от таких умников. Была, например, одна «Волга» — она встала так, что мимо нее едва можно проехать, и стояла так полгода. Зарастала пылью, внутри что-то навалено. Это разве не хамство по отношению к соседям? Хотя я уверен, что хозяин не из нашего района — он как убрал машину, так и не появлялся с тех пор.
Жители разных районов Москвы подтвердили «МК», что у автомобилей, долго стоящих на одном месте, часто оказываются спущенными колеса. «Вчера иду мимо старенького «Форда» нашего соседа-пенсионера, — рассказывает Ольга, жительница Кировоградской улицы. — У него колеса в порядке, сегодня иду — уже полностью спущены. Машина никуда не выезжала, да Виктор Иваныч и не оставил бы ее со спущенными шинами, поехал бы в шиномонтаж. Значит, кто-то спустил». Аналогичную историю, но про соседскую «Волгу», рассказал Алексей с улицы Бестужевых: в одночасье баллоны оказались спущенными.
— Самое интересное, что у нас во дворах такое было несколько раз — и всё со старыми, дешевыми машинами, — говорит Алексей. — Спустить шины какому-нибудь джипу, даже если он загородил пешеходную дорожку, никто не решается — боятся.
Анна, жительница улицы Куусинена, рассказала «МК», что жители одного из кооперативных домов на этой улице давно практикуют такой способ «учить уму-разуму» залетных автолюбителей. «Все знают, что заезжать к этому дому и парковаться около подъездов без проблем могут только жители, — рассказывает Анна. — У всех остальных — или шины спустят, или кирпич через бумажку на капот положат. Это помогает: и соседи, и сотрудники, приезжающие в офисы, объезжают этот дом стороной».
Как выяснилось, подобная практика развивается не только в Москве. Наоборот, она скорее может считаться «импортной» в российской столице: еще два-три года назад о подобных систематических случаях рассказывали жители Украины. «У нас на дворе есть дьявольское место, где спускают колеса всем машинам, которые там стоят, — рассказывает киевлянка Наталия Самарина. — Так продолжается много лет. Меня тоже не миновала такая участь, хорошо, что было кому спасти».
А в Германии под практику спускания шин «автомобилистам нон грата» подводят экологическую базу: так, в дрезденском районе Нойштадт у припаркованных автомобилей могут не только спустить колеса, но и оставить на стекле записку, призывающую задуматься о судьбе планеты, пишет издание Tag24. Как пояснил «МК» юрист Алексей Голубев, юридических способов сопротивления такой практике пока не существует — если колесо не проколото, а сам ниппель не украден, «мстители» не нарушают ни административного, ни уголовного законодательства.