Фуры заблокировали МКАД
Хуже всего пришлось москвичам, которые оказались буквально запертыми в автомобилях на МКАД или на одной из вылетных магистралей: без еды, без туалета и без каких-либо шансов на быстрое решение проблемы. По инициативе столичных властей на МКАДе появилось 40 точек обогрева и питания для водителей, а также передвижные туалетные кабины.
Одним из крупнейших «генераторов» пробок стали на этот раз фуры. В МЧС сообщили, что спасатели извлекли из-под снега на дорогах московского региона почти две сотни грузовиков.
В общем-то любой гололед и снегопад для грузовиков не подарок: пытаясь взобраться на подъем, тяжелая техника на нешипованной резине без полного привода «шлифует» скользкую дорогу и застывает, пока не придет тягач. Те, кто едет следом, надеются взять горку «ходом» - и застревают уже в следующей полосе, и так до полной блокировки МКАД. Об этом «законе подлости» знают и водители, и городские службы. Но каждый обильный снегопад и гололед приносит соответствующую «жатву».
- Во времена СССР у каждого шофера грузовика был с собой песок, - рассказывает заместитель директора Центра организации дорожного движения Москвы Александр Евсин. - Отличная штука, когда под колесами лед. Сейчас доступны зимние шины - стоит поставить их на ведущую ось, и ситуация станет сильно легче. Да, дорого, но не слишком: переплата получается несколько тысяч рублей в год на грузовик. Он больше солярки в таких ситуациях спалит! Легковые машины в таких ситуациях тоже подводят. Фура может забраться на подъем только ходом, а стоит кому-нибудь перед ней перестроиться и оттормозиться - коллапс! И это - из-за одного профнепригодного таксиста.
95% дорожных проблем во время снегопадов, по оценке Евсина, традиционно вызваны именно забуксовавшими на подъемах фурами. «Коммунальные службы постоянно ведут уборку важнейших дорог и магистралей, - подчеривает чиновник. - Но когда идет такой снег, невозможно в любой момент времени иметь убранную до асфальта дорогу. И если по выпавшему снегу при такой низкой температуре идут фуры, они начинают буксовать и застревают на подъемах. В итоге тромбы из застрявших тяжеловозов. Это в свою очередь крайне негативно сказывается на процессе уборки. Эта пара дней убедительно показала, что необходимо регулирование движения тяжелого транспорта в неблагоприятных погодных условиях. И при необходимости - вводить ограничение выезда на дороги».
Еще один рецепт против «тромбов» из грузовиков предлагает автоправозащитник Петр Шкуматов. По его мнению, для таких случаев в Москве стоит разрешить старую технологию посыпки уклонов песком или пескосоляной смесью. «Я попадал много раз в подобные снегопады не в Москве, - поясняет Шкуматов. - Видел своими глазами, как фуры не могли забраться на горку на трассах. Но после того как проходила обычная, еще советских времен, машина, которая как могла счищала лезвием снег на обочину, а сзади поверх оставшегося снега обильно рассыпала обычный песок, проблема исчезала. Все, включая ненавистные фуры на лысой резине, тут же переставали скользить, нормально забирались на горку и ехали дальше».
Практика показывает, что в кризисной ситуации почти всегда наступает момент, когда люди начинают самоорганизовываться. Вот и в Москве на вторые сутки заторов водители большегрузов сумели договориться и перед сложными участками стали выстраиваться в один ряд. Помощь начали оказывать водители тяжелых внедорожников и пикапов: усилия мощной полноприводной легковушки часто бывает достаточно, чтобы помочь тягачу грузовика преодолеть подъем.
Машины скрылись под сугробами
- В каждом коммунальщике, у которого есть комбинезон и лопата, сейчас борются два начала: желание заработать и стремление хоть немного поспать, - рассказал «МК» сотрудник «Жилищника» одного из районов северо-запада Москвы. - Все мобилизованы, у всех аврал, руки и спина отваливаются. Свободного времени, когда можно поработать на себя (то есть «выкопать» из сугробов по просьбе жителя автомобиль), просто нет. Но кушать очень хочется, опять же, 14 февраля, а на носу еще и 8 марта. Поэтому у многих, особенно кто покрепче или похитрее, жадность пересиливает.
На «освобождение» заваленной снегом машины четких тарифов нет. Берут в зависимости от «красивых глаз»: маме с ребенком могут и за 200 рублей услугу оказать, если не «кидает пальцы», а мужик на черном джипе и тысячу отдаст легко. Сначала, правда, водители пытаются сами выехать, но не у всех получается.
В некоторых районах, рассказал собеседник «МК», для коммунальщиков имеется прямой запрет от начальства чистить машиноместа. «Но даже если такого нет, - говорит сотрудник «Жилищника», - просто приоритеты расставлены так: дороги (чтобы автобусы и «скорые» проезжали), потом крыши и лестницы (травматизм), потом пешеходные дорожки… До них уже часто не доходят руки, потому что пока прочистил в одном месте, в другом уже нападал новый снег. Парковки же в самом хвосте по важности, до них просто никому не удается добраться».
Но если выезжать в такую погоду на личной машине - не слишком удачное решение, то не опасно ли для автомобилей длительное пребывание под снежной шапкой?
- Если автомобиль стоит длительное время на обочине оживленной дороги, это категорически не полезно для лакокрасочного покрытия и деталей ходовой части - прежде всего для тормозов, рулевого управления, - говорит владелец автосервиса Сурен Баблоян. - Даже летом идет постоянная «пескоструйка» кузова проезжающими автомобилями, быстрее загрязняются тормозные механизмы. Зимой еще хуже: на дорогах и снег, и слякоть насыщены реагентами. Если автомобиль движется каждый день, это полбеды, а вот стоять в «солевой ванне» (и дорожный снег не исключение) - очень вредно. Много раз видел, как современные европейские и японские автомобили, которые пару месяцев простояли на обочине трассы, нуждались в замене всех «резинок» тормозной и рулевой систем. Иногда все еще хуже, и от реагента прикипают, заклинивают суппорта и тормозные цилиндры.
Оставлять автомобиль надолго лучше в гараже или во дворе, советует эксперт. Хорошо, если перед длительной стоянкой удастся нанести на кузов полироль, и уж точно не стоит ставить на прикол грязную машину. Если же пришлось сделать именно так, после долгой стоянки лучше заехать на сервис, чтобы проверить состояние всех систем.
Народ вышел во дворы впервые с начала пандемии
Москвичи со всех уголков столицы рассказывают, как соседи выходили на помощь друг другу. Действительно, толкать машины или копать дорогу к подъезду в одиночестве было бы сложно.
«Сначала расчистили проезд для «Скорой», мало ли. Затем взялись за машины. Машины друг другу откопали, расчищали карманы и перегоняли в них чистые авто. Пришел дворник Олим, нашли два снегоуборщика, и работа пошла быстрее. Работали больше 30 человек с удовольствием – размялись, дышали и общались. Соседи счастливы, автомобилисты счастливы, дети и собаки нагулялись вдоволь», - рассказывает жительница района Беговой Юлия.
Похожей историей поделилась жительница Библиотечной улицы Татьяна: «Налетели силы неведомые, привезли гарных хлопцев орду могучую, да не абы с чем, а с лопатами. Взялись разом они за сугробища, да и счистили всё до асфальтушки. Правда, я не ожидала... это было прекрасно! Быстро, чисто и даже аккуратно. Спасибо всем кто это организовал и реализовал! Соседи, вы большие молодцы!».
«Наш двор замело так же, как и все дворы Москвы. Утром одинокий и крошечный на фоне стихии дворник пытался хоть тропинки проковырять к подъездам. А потом... Потом вышли соседи, мужики с лопатами, и как начали чистить! Слава добрым мужикам!!!» - вторит ей Екатерина из соседнего района.
Допустимое время окончательного вывоза снега после затяжного снегопада - от двух до девяти суток. Петр Бирюков пообещал, что окончательно Москву расчистят к 18 февраля - спустя пять дней после начала сильных осадков. Вывозят снег в пункты для утилизации (они есть в каждом административном округе вдали от жилых кварталов). Сначала грузовики сбрасывают снежную массу в дробилку, которая ее размельчает. Затем кашица попадает в песколовку, где отбраковывается грязь, песок, мусор, реагенты. После этого очищенный снег топится сточной водой из канализационных труб, проходит еще два подземных фильтра и оказывается в канализационном коллекторе. В сильные снегопады, когда плавильни не справляются с гигантскими объемами осадков, часть снега отправляют на специальные площадки для временного складирования.
Москва - единственный мегаполис в мире, где так масштабно занимаются утилизацией снега. Сопредседатель Союза экологических организаций Москвы Андрей Фролов объяснил в разговоре с «МК», что помогать городу в борьбе со снегопадом совершенно необходимо - своими силами природа способна справиться только весной.
- Пока стоит морозная погода, снег никуда не исчезнет. Он не испаряется. Он может только немного подтаивать снизу, если рядом проходит теплотрасса и получается искусственный обогрев. В некоторых европейских странах, например в Швеции, делают специальные дороги с подогревом. Однако даже если снег подтаивает, скорее всего, он превращается в наледь. Дело в том, что зимой земля промерзает на 50-70 сантиметров вглубь, и получается своего рода мини-версия вечной мерзлоты. Поэтому впитываться снегу некуда.
Куда жаловаться на плохую уборку во дворе?
Первым делом сообщить о плохой уборке снега, гололеда и сосулек надо непосредственно в управляющую компанию. Если вашу жалобу игнорируют, обращайтесь в Объединение административно-технических инспекций. В праздничные и выходные дни заявки принимают через электронную приемную, в будни - по телефону: +7 (499) 264-96-81 (с понедельника по четверг с 08.00 до 17.00, в пятницу с 08.00 до 15.45). Оставить сообщение о некачественной уборке снега можно в электронной приемной Мосжилинспекции и на портале «Наш город» в теме «Мой двор».
АНЕКДОТ ДНЯ
Зима, ну мы уже поняли, что ты извиняешься за прошлый год. Мы тебя прощаем. Хватит снега!