Проблема слива топлива из автомобилей каршеринга уже хорошо известна в регионах. Так, в Туле в январе этого года задержан 44-летний, ранее судимый мужчина, который, получив доступ к автомобилю каршеринга, похитил из бензобака около 30 литров топлива, а из багажника домкрат. После этого он прекратил аренду и закрыл автомобиль, рассчитывая, что пропажу бензина и инструмента заметят не скоро. С аналогичными проблемами весной 2020 года столкнулся каршеринг в Сочи — там решение нашли, организовав вооруженную охрану автомобилей на стоянках. Однако охранять разрозненный многотысячный автопарк на улицах города классическим способом невозможно, поэтому применяется смешанная полицейско-информационная тактика.
- Добрый день, капитан полиции…! Это ваша учетная запись? - патруль из двух машин ДПС дежурит на Пехотной улице в Щукино, останавливая все без исключения автомобили каршеринга. По словам офицера полиции, в столице проходит операция по выявлению подставных аккаунтов — они не фальшивые, потому что когда-то были оформлены на реальное лицо, но пользуются ими совсем другие люди — те, что купили учетную запись на черном рынке, то есть в даркнете. Зачем так делать? Да мало ли зачем: например, кататься очень хочется несовершеннолетнему, или человек уже лишился собственных «прав» и аккаунта за езду в пьяном виде, а может быть, у него и вовсе криминальные причины скрывать свою личность от операторов каршеринга.
«А это точно вы? Сделайте, пожалуйста, селфи, чтобы мы удостоверились, что аккаунт действительно ваш!» - таким сообщением огорошивает один из крупнейших операторов каршеринга в Москве своих пользователей прямо перед запуском двигателя. Выглядит совершенно возмутительно, но это тоже часть масштабной операции по предотвращению преступлений, связанных с каршерингом — в том числе и хищений топлива.
- Конкретно наш автопарк от подобных хищений почти не страдает, - рассказал «МК» представитель этого оператора. - Дело в том, что у нас лидирующая в отрасли IT- «начинка»: все машины в реальном времени находятся под контролем по основным параметрам, в том числе по остатку топлива. Поэтому нетрудно вычислить ответственного за внеплановый расход бензина и задать ему вопросы. Но подставные учетные записи действительно представляют собой проблему, мы с этим боремся и будем бороться. Регулярные проверки идентичности водителя ведутся как раз для того, чтобы подставные учетные записи не могли долго существовать в системе. Альтернативой могло бы быть постоянное видеонаблюдение в салоне с распознаванием лиц, но это и не соответствует действующему законодательству, и вызовет резко негативную реакцию пользователей.
Ряд других, не столь информационно продвинутых операторов каршеринга, автопарк которых менее насыщен устройствами телеметрии и телематики, действительно страдает от «утечек топлива», рассказали собеседники «МК», представляющие других операторах этого бизнеса. Во многих случаях злоумышленникам достаточно просто нажать штатную кнопку разблокировки бензобака, чтобы получить к нему доступ. «Несколько раз наша служба безопасности получала видео с городских камер слежения, на которых виден процесс хищения бензина, - рассказал сотрудник одного из старейших операторов этого бизнеса. - Несколько человек было поймано с поличным. Оказалось, что бензин с автомобилей каршеринга сливали сотрудники курьерских служб доставки, а также разнорабочие из ремонтных бригад. Такой вот способ сокращения издержек».
Учитывая, что цена литра 95-го бензина на АЗС Москвы уже местами превысила психологически значимую отметку в 50 рублей, стоит ожидать, что службы каршеринга свои автомобили так или иначе защитят — а вот рядовым автовладельцам придется вспоминать, как защититься от сливов бензина. Прямо как в девяностые.