Итак, до воскресенья, 17 января, в Москве будут стоять холода до минус 15 градусов, ночью температура опустится до минус 25.
Первое, о чем приходится напомнить, — это теплая одежда: бабушки кричали нам «надень шапку!» не потому что были «устаревшими», а потому что морозы пару-тройку десятков лет назад были более частым явлением. И откапываем в закромах (или покупаем у бабушек либо в сувенирных лавках) хорошие варежки в помощь тоненьким «смартфонным» перчаткам, которые — как и сами смартфоны — при температуре за бортом ниже минус 10 мигом «превращаются в тыкву».
— В текущем году кожа московских женщин переживает множество испытаний, — рассказала в беседе с корреспондентом «МК» косметолог Наталья Орлова. — Многие ушли на удаленную работу, меньше бывают на свежем воздухе, остаются в квартирах вблизи батарей. Результат — тусклая кожа, сухость и шелушения. Мороз только усугубляет эту проблему. В холодную погоду я рекомендую обратить внимание на средства, в составе которых есть витамин Е. Многие косметические бренды выпускают специальные линии средств, подходящих для использования в морозные дни. Также я рекомендую добавить в уход масла: если вы никогда ими не пользовались, боясь излишней жирности, то в мороз самое время попробовать. Главное — помните, что все кремы нужно наносить минимум за 30 минут до выхода из дома, чтобы они успели впитаться.
Также специалист напомнила, что в мороз нужно позаботиться не только о коже лица, но и о руках, а отдельно — о губах: последнее становится особенно актуальным в связи с тем, что медицинские маски остаются этой зимой нормой жизни.
— Когда мы надеваем маски в мороз, конденсат образуется мгновенно. Если на губах появляется влага, то сразу же образуются трещины. Поэтому постоянным спутником любой женщины должен стать достаточно жирный бальзам для губ. Я вижу, что из-за ношения масок многие вообще перестали пользоваться средствами для губ — это неправильно. Наносите жирный бальзам перед каждым выходом на улицу, — добавила Орлова.
Если «позаботиться о собственной шкуре» каждый человек может самостоятельно (кстати, не только женщины — мужчинам также рекомендовано пользоваться питательным кремом), то четвероногие товарищи ждут помощи от своих хозяев. Конечно, шерсть помогает собакам переносить морозы и не мерзнуть во время прогулок, но если столбик термометра опустился ниже 10 градусов, лучше принять соответствующие меры. По словам ветеринаров, чем собака крупнее, тем комфортнее она переносит колебания температуры, поэтому специальные теплые комбинезоны и попоны чаще всего покупают маленьким животным. Также рекомендовано надевать на лапы специальные ботиночки, чтобы защитить собаку от реагентов, которые рассыпают по улицам для уничтожения льда.
— Необходимо следить, чтобы в рационе животного было достаточно витаминов А, D и Е, которые необходимы зимой. В большинстве качественных сухих кормов они уже собраны, а если не хватает, можно проконсультироваться со специалистом, — рассказывает ветеринарный врач Алексей Артемьев. — Также я прошу всех владельцев собак наблюдать за животными очень внимательно, чтобы вовремя распознать опасность обморожения и переохлаждения. Если собака топчется на месте и отказывается бегать, она замерзла. Также нужно регулярно проверять нос собаки, лапы, половые органы и кончики ушей. Если они холодные, значит, надо возвращаться домой. Если обморожение все-таки произошло, то на пострадавший участок кожи надо нанести пантенол, а потом сразу же вызвать доктора на дом.
Отдельная группа навыков, востребованных в мороз и легко забывающихся, — это как заводить автомобиль при низких температурах. Особенно автомобиль современный, не рассчитанный на старинные приемы типа прогревания паяльной лампой (да и вообще — покажите, у кого она нынче есть, эта лампа?). Тем не менее физика процесса тут достаточно простая. «В современных двигателях, как правило, залито достаточно приспособленное к зимней эксплуатации масло, — рассказал «МК» автомеханик Сурен Баблоян. — Мощности стартера также обычно хватает, чтобы провернуть двигатель даже при низких температурах до минус 40 градусов: то, что ниже, — это фактически полярная эксплуатация, где нужны особые приспособления и правила. Основная задача таким образом — сохранять в аккумуляторной батарее достаточный заряд для утреннего старта. С этим могут быть проблемы, если аккумулятор старый, а поездки короткие, да с использованием светотехники, музыки, подогрева сидений. Снимать аккумулятор и носить его домой тяжело, и к тому же это сбрасывает параметры бортовой электроники, что нежелательно. Поэтому лучший вариант — иметь дома наготове специальную небольшую пусковую батарею (она же бустер), которая поможет севшему аккумулятору. Ну и периодически совершать длительные прогулки на авто, чтобы подзаряжать батарею. А раз в 3–5 лет — менять ее на свежую».
Безвыходных положений, таким образом, в целом не бывает. Если не говорить о самой уязвимой в морозы категории горожан — о бездомных. «В такую погоду, как правило, они садятся погреться в автобусы, заходят в вестибюли метро, иногда в подъезды, — отмечает Ольга Николаева, волонтер общественной организации, занимающейся бездомными. — Мы всегда просим людей в такую погоду не выгонять бездомных на мороз, иметь сострадание — ведь это вопрос жизни и смерти. В Москве также работают «Социальный патруль» и негосударственные службы, которые могут дать этим людям временный приют, — в «Социальный патруль» можно сообщить о бездомных на улице или в другом неподходящем для приюта месте».