Маша Линдер - деятельная натура: сначала закончила юридический факультет по специальности, которая ей потом весьма пригодилась - защита интеллектуальной собственности, а затем поступила на режиссерский факультет ВГИК в мастерскую Довженко-Тапковой. Играла в любительском мюзикловом англо-американском театре. А недавно состоялась премьера ее первой театральной постановки в «Театриум Терезы Дуровой». Творческий процесс не останавливался, когда Маша родила ребёнка - репетировала вместе с маленьким Симоном. Под его же присмотром освоила производство игрушек из ваты. Это рукотворное чудо напоминает довоенные игрушки, которые наши дедушки и бабушки вешали на елку.
- Маша, ты активно снимаешь кино, ставишь спектакли. И вдруг - игрушки. Откуда такая идея?
- Мне всегда казалось, что важно уметь делать что-то своими руками, особенно режиссёру. Раскадровку, эскизы и иными способами объемно представлять свои проекты. А перед Новым годом, наверное, у любого человека появляется желание добавить на елку новую игрушку. Наши с мужем родители хранят в красивых коробках старые семейные игрушки, и у каждой - своя история. Какие-то из стекла, какие-то из ваты, даже есть деревянные. И, думаю, отсюда и возникло желание повторить или сделать совсем новые игрушки из ваты в стиле советских времен.
- А почему именно из ваты, когда вокруг столько новых материалов?
- Кроме того, что вата дешевая и в аптеке - не дефицит, у меня она ещё вызывает прямую ассоциацию со снегом. Ведь именно из ваты на школьных елках делались снежные шапки, ее клали под елку, чтобы создать ощущение снега. К тому же она позволяет легко создавать различные образы, передавать своей фактурой детали зимней одежды. И потом, чтобы сделать игрушку, не надо особых материалов - альбом для рисования, фольга, клей ПВА, которые могут понадобиться, есть в каждой семье.
- Может, проведёшь для читателей «МК» мастер-класс? С чего начинаем?
- Во-первых, надо понимать, что игрушке из ваты надо отдать два вечера, потому что заготовка должна высохнуть перед покраской. Потребуются проволока, фольга, вата, нитки, клеевой пистолет, картон, бумага из детского альбома для рисования, акварельные краски, акриловые краски, кисточки для краски и клея, клей ПВА. Для начала зарисовываем будущую игрушку, чтобы держать в голове образ. Но можно взять новогоднюю открытку, или повторить какой-нибудь мультяшный персонаж.
Следующий этап - создаём каркасную форму игрушки. Для этого воспользуемся синтепоном, лоскутными остатками или ватой. Этой основе нужно придать необходимую форму и обвязать нитками. Например, если вы будете делать снеговика, а для человечка лучше всего сделать скелет из плотной проволоки. Его нужно обмотать кусочками фольги для придания объема. Если силуэт будущей игрушки предполагает сложную форму одежды, как у Деда Мороза и Снегурочки, то в этом случае нужно из бумаги вырезать одежду и приклеить ее на скелет. Бумага приклеивается клеевым пистолетом, а пространство между бумагой и скелетом также заполняется фольгой, чтобы хорошо держалась форма.
- Возникает вопрос - как создать лицо? Это же самое сложное. В старых советских игрушках лица как живые.
- Есть несколько способов. Первый, сделать лицо из кусочка ваты или ватного диска. Смазать вату клеем ПВА и когда клей подсохнет, маникюрной деревянной палочкой наметить контуры лица, нос, щеки, глаза. Второй - взять маленькую детскую игрушку, допустим, пупса, и в технике папье-маше обклеить его лицо мелкими листочками бумаги, смачивая их в воде и проклеивая клеем ПВА на кукольном лице. Так нанести три слоя бумаги, дать ей высохнуть, снять с куклы готовое бумажное лицо и зачистить мелкой наждачной бумагой неровности. Лицо готово. А затылочную часть головы формируем из комочка фольги и с помощью клеевого пистолета соединяем с лицом и шеей скелета. Вот на этой стадии самое время вклеить ленточку, на которой игрушка будет висеть на елке.
Когда каркасная форма готова, начинаем обклеивать ее с помощью кисточки и клея ПВА тонкими слоями ваты. Для шапочек, воротников, муфт и валенок вполне подойдут ватные диски. Советую бороду и усы Деда Мороза из дисков нарезать соломкой и немного скрутить , а потом приклеивать ПАА. Все стыки и изъяны покрываются тонкими слоями ваты и проклеиваются кисточкой с плотной щетиной.
-У мастера есть свои секреты? Или ты их не выдаёшь?
- Есть одна хитрость: в финале (до раскраски) все тонкие детали из ваты приклеиваются и смазываются яичным белком. Это древний рецепт. В отличие от клея ПВА, яичный белок не липнет к рукам и, высохнув, придаст дополнительную крепость игрушке. Кстати, яичный белок в далеком прошлом художники добавляли в краски, а строители в раствор при создании каменной кладки. И ещё секрет - сначала получится готовая белая игрушка, которую останется только аккуратно раскрасить. Но лучше это делать на следующий день, когда она хорошо высохнет. Кстати, в зависимости от сложности игрушки, некоторые детали лучше окрасить заранее. Например, ноги Снегурочки или штаны Деда Мороза, потому что в конце аккуратно выполнить эту работу бывает очень сложно. В общем, даём игрушке окончательно высохнуть и находим ей место на новогодней елке.
- Маша, твоему малышу пять месяцев. Как ты все успеваешь? Знаешь секрет?
- Ватные игрушки это не единственное, что мы уже дели вместе с сынулей. Летом и немного осенью я работала над своей первой театральной постановкой « Кентервильское привидение» в Театриуме Терезы Дуровой. Большую часть времени я репетировала беременной. Театриум уникальное место, настоящий дом, где можно работать и спокойно рожать, растить детей. Хотя основным рабочим делом в моей жизни всегда было кино. Очень люблю брать в руки камеру и снимать как оператор. Интересно нырять в разные темы и жанры. Случались необычные проекты. Первым таким стал полнометражный фильм мюзикл «Волшебная история», основанный на детских сказках Теодора Сьюза.
- Командой в 85 человек, своими силами мы делали этот фильм 5 лет. Мне всегда хотелось, что было показывали детям в больницах, которым близка культура этой сказки - она про веру в собственные силы. Так оно и получилось, теперь фильм имеет успешные бесплатные прокаты в детских клиниках в США.
Работая, я поняла, что везде люди это люди, которые хотят одного и того же - найти своё счастье, чувствовать его. Об этом я думаю всегда, при работе над собственными проектами. Мне думается, что когда мы разбираем значение классиков для людей то приближаем себя к умению найти своё счастье. Человеческая жизнь это самое настоящее кино. Так одну подобную работу посвятила Александру Сергеевичу Пушкину фильм «Душа Пушинка». Вместе с героями фильма, среди которых был Андрей Георгиевич Битов, идёт суждение о значении Пушкина как российского кода. Сейчас я делаю с сыном похожий проект про Шекспира - «Русский Шекспир» и его значения для театра. Как писал поэт Евгений Долматовский «но особенно ценятся мёртвые люди, вспоминают о каждом из них как о чуде». Мне нравиться дружить с «ребятами», которые стоят у меня на книжной полке. Всё, что они описывают будет актуально всегда. Человеческая природа неизменна и нужно всегда стремиться к свету, верить в лучшее и прекрасное, своими делами честно идти по этому маршруту.