Необходимо немедленно ввести мораторий на снос гаражей до тех пор, пока не вступили в силу правила гаражной амнистии на федеральном, а затем и на московском уровне, отметила депутат Мосгордумы Елена Янчук. «Сейчас во многих регионах, и столица не исключение, власти и застройщики стараются успеть освободить от гаражей как можно большую площадь, - констатирует парламентарий. - Эту практику нужно остановить. Заодно следует, на мой взгляд, защитить и права тех, кто «не дожил» до гаражной амнистии».
На данный момент гаражи, в том числе те, которые были построены еще в советские времена и обладают полным пакетом документов тогдашнего образца, существуют во многом вне правового поля. Встречается несколько вариантов юридического оформления этих объектов, от «крытых стоянок МГСА», машиноместа на которых изначально не принадлежали автомобилистам, до полноценно оформленных боксов в гаражно-строительных кооперативах, имеющих кадастровые номера и современные свидетельства о собственности, зарегистрированных в Росреестре. Все эти форматы объединяет то, что земля под абсолютным большинством ГСК (исключая некоторые многоэтажные комплексы) принадлежит городу и предоставляется кооперативам на правах аренды. Именно арендные договоры на землю под гаражами город начал расторгать в конце 2000-х годов в одностороннем порядке. После чего сами боксы в течение нескольких лет сносятся в качестве самостроя.
Прямо сейчас идет снос гаражей на улице Красной Сосны — это район Ярославский — и, по словам правозащитника Вадима Киктева, владельцы узнали о начавшемся сносе фактически из интернета. Странность нынешней ситуации с гаражами состоит в том, подчеркивает общественник, что никаких прав участвовать в обсуждении будущего квартала или района у владельцев этого типа недвижимости нет. На публичные слушания и общественное обсуждение в режиме онлайн гаражников просто не пускают — не прописаны в районе. А если кто-то из представителей гаражей, прописанных по соседству, высказывает возражения, они зачастую не вносятся в протокол либо игнорируются.
- Я много общаюсь с коллегами — председателями разных гаражных кооперативов в Москве, и могу ответственно заявить: если еще несколько лет назад люди воспринимали снос гаражей как чисто экономическую проблему, как лишение объекта недвижимости, то сейчас речь идет совсем о другом, - отмечает Вадим Киктев. - Речь идет о политике и самом существовании личных автомобилей и мест их хранения.
- Это жизненно важный, принципиальный вопрос для многих сотен тысяч москвичей — нельзя просто взять и отнять у людей то, что было у них во владении зачастую по 40 — 50 лет и что полностью соответствовало тогдашним законам, - отмечает лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров. - Да, можно согласиться с тем, что многие гаражи морально устарели и неэффективно используют московскую землю, хотя значительная часть гаражей выстроена именно на непригодных для застройки участках. Но тогда следовало бы перезапустить программу «Народный гараж», которая была остановлена в 2017 году, а фактически даже раньше. Если она была неэффективна, то стоит подумать, как сделать ее более удобной и функциональной для города и для людей.
- Нужно провести четкое различие между местами для парковки и местами для долговременного хранения автомобилей, - уверена Елена Янчук. - И число последних нужно, напротив, увеличивать, чтобы «дворы без машин», которые действительно представляют собой хорошую идею, стали реальностью.
Депутат выразила надежду, что проект федерального закона, который рассматривается сейчас, будет доработан. В нынешней версии документа речь идет только о гаражах, имеющих фундамент и таким образом приближенных к капитальным строениям. А значит, владельцам машиномест в металлических гаражных кооперативах и стоянках — таких в столице все еще десятки тысяч — по-прежнему ничего не светит. Даже в случае амнистии.