Москва становится одним из самых прогрессивных и урбанизированных мегаполисов мира, при этом ее экология улучшается — никакого парадокса, если помнить, что, чем больше плотность населения, тем насущнее необходимость в чистом воздухе и воде, а также в рекреационных ресурсах. Это гонка, в которой остановиться — значит отстать, и городские ведомства это прекрасно понимают. Ключ к решению этой проблемы — новые технологии, более интенсивные методы природопользования, но главное — комплексная стратегическая программа природопользования. Такая программа у Москвы сейчас есть, едва ли не впервые за историю города.
Впервые о том, что плотно заселенному городу требуются «зеленые легкие» — незастроенные зоны, занятые природными комплексами и дополнительно служащие для рекреации, — в Москве задумались ровно сто лет назад, во время разработки множества альтернативных генеральных планов Москвы. Среди представленных градостроителями вариантов были утопические концепции — например, превратить всю Москву в конгломерат городов-садов; но в конце концов победил вариант, предусматривающий развитие традиционной планировки города с включением обширных зеленых зон — именно таким был Генплан 1935 года. Именно ему мы обязаны отличной базой для нынешней экологической программы: Москва остается одним из самых зеленых мегаполисов Европы. Зеленые насаждения составляют более 50% площади города — это без учета Новой Москвы, где, разумеется, этот процент еще больше.
Однако сейчас, в отличие от 1930-х годов, плотность мегаполисов в мире поднялась на качественно новый уровень, и экология требует, соответственно, другого подхода. Новые технологии озеленения и ухода за природными комплексами, автоматизированный мониторинг загрязнений в режиме реального времени, иная транспортная политика — Москва очень на многое глядит теперь совсем по-другому, чем еще двадцать лет назад. И этот новый подход себя оправдывает. Поэтому экологические программы продолжаются и в трудные для экономики времена: в 2021 году бюджет Москвы предусматривает выделение 14,1 млрд рублей на охрану окружающей среды и улучшение экологической ситуации в городе.
То березка, то рябина
Количество зеленых зон в Москве не убывает, а растет с каждым годом — да, именно так: многие территории, такие, как вышедшие из эксплуатации промзоны, превращаются в новые парки. Растет и число особо охраняемых природных территорий: с 2009-го по 2019 год в Москве появилось 10 новых ООПТ общей площадью более 400 гектаров. А в 2020 году — и это настоящий прорыв — было образовано целых 26 особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Москвы. Среди них, например, комплексный заказник «Зеленоградский» на почти 940 га. Всего площадь московских ООПТ составляет более 19 тысяч гектаров — это около 7,5% площади всего города, причем речь идет не о зелени в целом, а только об охраняемых природных территориях. В 2021 году планируется добавить к этому списку еще 8 новых ООПТ общей площадью 280 га.
Мониторинг состояния зеленых насаждений показывает, что более 92% деревьев и кустарников Москвы здоровы, 62% растений получили высокие оценки по шкале декоративности.
Реальность мегаполиса с его высотной застройкой заставляет ландшафтных архитекторов и градостроителей изобретать новые форматы зеленых зон: так, в Москве в 2020 году появилось три «Сада здоровья»: в Бирюлевском дендропарке, ландшафтном заказнике «Тропаревский» и природном заказнике «Долина реки Сетунь». Концепция «Садов здоровья» — комфортная и удобная среда для активного отдыха (в том числе бега и физкультуры) и прогулок. Сеть таких пространств должна компенсировать для жителей мегаполисов малую физическую активность и способствовать здоровому образу жизни и долголетию.
Посещение зеленых зон — вопрос физического и психического здоровья для жителей большого города; именно поэтому было принято решение сохранить бесплатное посещение особо охраняемых природных территорий в Москве — несмотря на то, что введение такой платы в 2020 году предусмотрено постановлением правительства России.
Кто-кто в мегаполисе живет?
Природные комплексы Москвы — не только место для отдыха москвичей и резервуар чистого воздуха, но и дом для более чем 2130 видов растений, мохообразных, а также для 3270 видов позвоночных и беспозвоночных животных. Интересно, что ежегодно мониторинг природных территорий Москвы выявляет новые виды — ранее не отмеченные в столице или считавшиеся утраченными. Например, за последние пять лет в столице появились редкие белки-летяги, бабочки краеглазки (эгерии), седые дятлы, а всего на территории Москвы выявлено 86 новых видов: каменная куница, луговой лунь, серая цапля и иные виды. А во время мониторинга 2020 года на природных территориях замечено 11 видов краснокнижных млекопитающих: еж обыкновенный, ласка, заяц-русак и заяц-беляк, лесная куница, речной бобр, горностай, обыкновенная кутора, черный хорь, водная полевка и лесная мышовка.
Обнаруживать новые виды экологам помогают и граждане: так, наблюдатели за птицами во время акции Eurobirdwatch-2020 обнаружили в городе 54 вида птиц, в том числе 18 краснокнижных, таких как широконоска, средний пестрый дятел, обыкновенная пустельга и красноголовый нырок. А сообщений о замеченных диких животных по телефону единой справочной службы поступило более 1000 — в 2019 году таких сигналов было 671. Чаще всего люди замечают лисиц, диких уток, хищных птиц.
В Москве продолжает работу Центр реабилитации диких животных — в 2020 году туда поступило 130 особей, в том числе семь енотов, десять змей, лиса, несколько уток и десятки хищных птиц — ястребов, сов. Половина из них экзотические и содержатся в Центре, откуда будут переданы в зоопарки (сейчас на передержке и реабилитации находятся львы, обезьяны, тигр); другая половина — животные средней полосы, большинство из которых после адаптации выпускают в дикую природу. Таких «выпускников» в этом году было 41.
К живой природе — по‑хозяйски
Видовым разнообразием необходимо грамотно пользоваться — речь идет и о поддержании природных комплексов в надлежащем состоянии, и об устойчивом природопользовании, которое включает в себя экопросветительские и иные программы. Только так можно решить известную дилемму: превращение природной территории в заповедник делает ее бесполезной для мегаполиса в рекреационном плане, а открытый доступ может в считаные годы разрушить биогеоценоз. В Москве научились сочетать рекреационную функцию с охраной природы: каждый год организуются новые экологические тропы, проводятся многочисленные экоакции.
Главный компонент ухода за обширными зелеными насаждениями — регулярное обновление посадок. Только так можно не просто компенсировать выбывшие насаждения, но и увеличить площадь зеленых зон. С 2011 года в Москве в рамках городских программ высадили порядка 800 тысяч деревьев и более 8,5 млн кустарников. С 2013 года реализуется городская акция «Миллион деревьев»: в ходе этой акции высажено около 130 тысяч деревьев и 4 миллиона кустарников, обновилась зелень в 27 с лишним тысячах дворов. Только за 2020 год в Москве посадили 70 тысяч деревьев и около 1,3 млн кустарников. Из кустов чаще всего сажали кизильник, на втором месте спирея, на третьем — белый дерен, а среди деревьев главный почет липе, за ней следуют рябина и клен.
Существует и другая, еще более «народная» озеленительная программа — в рамках проекта «Наше дерево» родители новорожденных москвичей могут посадить свое, именное дерево в том месте, где это требуется по плану озеленения. Таких именных деревьев посажено уже более 5000. С нового года высадка «Наших деревьев» будет вестись дважды в год — весной и осенью; до 31 декабря еще не поздно заявить об участии в кампании.
Что касается экопросветительских мероприятий, то за 6 лет, что в Москве работает профильное ведомство Мосприрода, их число увеличилось вдвое — с 6 до 12 с лишним тысяч в год. Помехой не стала даже пандемия коронавируса — проект «Природа на удаленке» стал лучшим информационным проектом в сфере экологии по версии Всероссийского конкурса лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер — экология».
Просвещения, однако, недостаточно — для поддержания природных комплексов мегаполиса в надлежащем состоянии необходима жесткая экологическая дисциплина как среди граждан, так и особенно среди компаний и организаций, которые потенциально могут наносить природе вред. Поэтому в таком огромном городе, как Москва, не обойтись без мощной природоохранной инспекции и мониторинга. В Москве ставка сделана не на численность «экополицейских», а на техническое оснащение и автоматические системы, поэтому инспекторов в городе не так уж много — 113 сотрудников. В 2020 году они провели почти 10 тысяч плановых и внеплановых проверок, прежде всего в рамках госконтроля по охране зеленых насаждений. За кем следить, к сожалению, пока имеется — за этот год выявлено 1025 нарушений природоохранного законодательства, сумма выплаченных штрафов за эти нарушения превысила 110 млн рублей. Эти нарушения — несанкционированные свалки (53 факта), незаконный оборот редких и исчезающих животных, нарушения в области содержания зеленых насаждений.
Чище, чище, чище
Природные комплексы — только часть экологии города. Не менее важны для здоровой и комфортной жизненной среды мегаполиса состояние воздуха, воды, почвы в городе. Этому также посвящены масштабные экологические программы Правительства Москвы, работающие в течение последних лет и уже давшие свои результаты.
Особую остроту приобретает проблема состояния воздуха — применительно не только к вредным загрязнениям, но и к техногенным неприятным запахам. Недаром в Москве недавно начал работу специальный оперативный штаб по выявлению неприятных запахов в воздухе. Чистота воздуха, однако, с каждым годом улучшается — это следствие комплексного и стратегического подхода городских служб к экологической проблематике.
Один из главных источников вредных примесей и неприятных запахов в московском воздухе по-прежнему автомобильный транспорт — эта проблема общая для всех мегаполисов мира. В Москве действует системная транспортная политика, направленная на снижение числа вредных выбросов: в нее входит и приоритет для общественного транспорта с развитием всех его видов, и переход столичного автопарка на более высокий экологический класс (не ниже 4), и тщательный контроль качества бензина и дизельного топлива. В частности, программа модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода в Капотне позволила снизить средние концентрации сероводорода в столичном воздухе в 2 раза. А угарного газа стало меньше в 2,3 раза — это рекордная динамика за 2010-е годы среди мегаполисов мира. Аналогично почти вдвое снизилось загрязнение нефтепродуктами и металлами водных объектов и почв Москвы.
Модернизация касается не только нефтеперерабатывающего завода — старые промзоны с зачастую грязными производствами заменяются современными чистыми технопарками, куда более уместными в мегаполисе. Что касается транспортной системы, то, как ни парадоксально это звучит, строительство новых автодорог и реконструкция имеющихся также помогают снизить вредные выбросы. Так, по расчетам транспортников, за счет строительства новых 139 км магистральной сети сократится протяженность перегруженных участков улиц, выбросы диоксида азота от автотранспорта снизятся на 17%, оксида углерода — на 21%. Концентрации диоксида азота вблизи автотрасс не будут превышать предельно допустимые величины.
Мониторинг всему голова
За чистотой воздуха, воды и почвы необходимо также следить в реальном времени — это позволяет вовремя выявлять возможные проблемы и нарушения. Система Мосэкомониторинга — именно данное ведомство выполняет эту задачу — постоянно обновляется: в 2020 году реконструировали 13 станций. Новое оборудование более точное и надежное — приборы обновленных станций теперь контролируют взвешенные частицы размером менее 2,5 мкм. В 2021 году новые станции мониторинга появятся в Некрасовке и Западном Дегунине, а в октябре 2020 года установлена дополнительная автоматическая станция в Очакове-Матвеевском, задача которой наблюдать за выбросами Очаковской промышленной зоны и их влиянием на жилые территории района.
Москва планирует расширить сеть экомониторинга и на Подмосковье — в ближайшие годы в 13 городах области появятся 15 новых станций экомониторинга. Таким образом, уровень загрязнения воздуха вокруг Москвы будет отслеживаться непрерывно и независимо от направления ветров. Для оперативного решения вопросов с источниками загрязнения по поручению главы комплекса городского хозяйства Петра Бирюкова создан оперативный городской штаб по пресечению незаконной деятельности предприятий, вызывающих загрязнение атмосферного воздуха и неприятные запахи.
Наблюдение в реальном времени и оперативное устранение источников загрязнения делают экологическую ситуацию в Москве по-настоящему устойчивой — а именно это качество становится важнейшим в ближайшие десятилетия для мегаполисов, в которых плотное заселение сочетается с интенсивным и цикличным хозяйством и бережным отношением к природным ресурсам. Российская столица подходит к началу эры мегаполисов во всеоружии, в том числе и в экологическом отношении.