События прошедшей весны стали неожиданными не только для Москвы, но и для всего мира. Но такой масштабной волонтерской акции, которая развернулась у нас в стране, пожалуй, не было нигде. Общественные организации отреагировали молниеносно. Тысячи волонтеров вышли на помощь самым незащищенным от эпидемии слоям населения — инвалидам и пожилым людям.
- Сначала мы проходили обучение удаленно, потом инструктаж в штабе и тестирование, лишь потом приступили к заявкам, - вспоминает март волонтер Юлия Ровенская. - То есть было время на то, чтобы подумать и убедиться в своем желании участвовать. Я понимала, что где-то есть бабушка, которой жизненно необходимы лекарства, но она просто не может выйти из дома. Доходило до того, что у меня были случаи, когда пенсионеры, к которым я приходила, пытались сами дойти до соседней палатки, а их буквально за руку отводили обратно домой.
За пандемию 27-летняя москвичка Юлия выполнила порядка 100 заявок, так как трудилась после основной работы, ее не переводили на удаленку. Говорит, поначалу запросов было немного, так как пенсионеры стеснялись обращаться.
- Я как-то пришла к женщине, у которой не была месяц, - говорит Юлия. - Спросила у нее, как она выживала, почему не отправила заявку раньше. Она ответила, что заморозила хлеб и молоко, творог, чтобы лишний раз не беспокоить волонтеров.
Еще пример: один дедушка 40 лет подряд ходил на один и тот же рынок к одному торговцу сухофруктами. В итоге после того, как я несколько раз у него побывала, он застенчиво спросил, не хожу ли я туда. По правилам мы ходим только в ближайшие магазины, чтобы экономить время для других заявителей. Но я подумала, что это простая просьба, поэтому после приносила его любимые сухофрукты, когда удавалось пройти мимо этой торговой точки.
Как отмечают и другие волонтеры, с некоторыми заявителями у них наладился близкий контакт. Они общаются до сих пор. Где-то по хозяйству помогут, где-то подскажут, а иногда человека достаточно просто выслушать по телефону или поздравить с праздником.
Кстати, именно общения пожилым более всего не хватало в период самоизоляции. У волонтера на то, чтобы отдать продукты, есть пара минут, но иногда приходилось оставаться дольше, приободрить человека. Так и стояли на лестничной клетке за два метра, ближе подходить нельзя. Хоть добровольцы и проходят курсы психологической помощи, но к каждому человеку должен быть свой подход. Говорят, что слова поддержки находятся сами собой.
-В будущем я смогу взять больше заявок, - продолжает Юлия. - Сначала я могла взять их неудачно: от одной до другой точки нужно было ехать порядка часа. Теперь я по адресам понимаю, кто близко живет, и могу за вечер обойти трех-четырех человек. Интересно узнавать свой район, сколько бы ни жила там, даже не подозревала, что есть такие уголки.
Думаю, если волна повторится, мы будем развивать помощь в виде выгула животных, которая ранее была не так распространена. Еще, возможно, введут услугу помощи пожилым с компьютерной техникой, например, как подключить мессенджер, чтобы связаться со внуком. Сейчас это направление есть, в удаленной форме, но тоже не сильно развито.
Тем не менее, волонтеры отмечают, что пока разнарядок на возвращение к весенней работе нет. Хотя сами добровольцы к этому готовы в любой момент. Отмечают, что когда ограничения были сняты даже несколько расстроились, потому что от пожилых очень много эмоциональной позитивной отдачи.
- Хоть мы и соблюдаем все рекомендации, все равно осенью страшнее коронавирусом заразиться, - говорит Юлия. - Дело в том, что ты можешь просто заболеть ОРВИ или гриппом, эти заболевания сильно подрывают иммунитет, поэтому ты одновременно становишься и более доступной целью для COVID-19. Есть некоторый страх, ситуация другая, нужно быть более аккуратным, чем весной. Хорошо, конечно, что уже есть опыт и общения, и навигации, и понимание цен и расположения продуктов в магазинах.
По мнению работников медицинской сферы, второй волны бояться не стоит. А рост количества заболевших коронавирусом в Москве объясняется несколькими факторами. Во-первых, больше случаев диагностируется с ростом объемов тестирования. Во-вторых, начался сезон деловой активности. Большинство предприятий возобновили полноценную работу. В барах, ресторанах и кинотеатрах появились посетители, школы и вузы принимают учащихся, увеличился пассажиропоток. В-третьих, с началом холодного сезона люди все больше времени проводят в закрытых помещениях, что создает условия для распространения инфекций.
- Инфекции постоянно с нами, но в теплый период времени люди меньше контактируют друг с другом в закрытых помещениях, именно там легче всего заразиться, - комментирует руководитель направления внешних корпоративных коммуникаций компании «Отисифарм» Дмитрий Горох. - Основной катализатор ухудшения эпидситуации — это контакт людей между собой. Именно на этом факте и были выстроены основные правила по борьбе с пандемией.
Кстати, за период самоизоляции значительно уменьшилось и количество заболевших вирусными инфекциями. Но в эпидемиологический сезон (как правило, это октябрь-март) обострения могут происходить на фоне снижения иммунитета. В зимний период не хватает солнца, свежих овощей и фруктов, поэтому после приходит весенний авитаминоз. Говорить, что вирусы просыпаются летом или зимой, неправильно.
По словам Гороха, эпидемиологическая ситуация в стране остается под контролем. Это происходит благодаря ограничительным мерам властей и бизнеса, соблюдению россиянами правил личной гигиены, защиты и социальной дистанции. Также сдерживает распространение коронавируса лекарственная профилактика.
- У нас в стране в меньшей степени распространяется вирус и большое количество выздоровевших, меньше уровень смертности и тяжелых случаев. Потому что у нас принято принимать профилактические меры: и лекарственные, и в плане личной гигиены. Это очень помогло конкретно в данной ситуации. Именно поэтому мы не ожидаем второй, третьей волны, так как люди уже знают, что делать. Прирост есть, но это контролируемые цифры. Да, когда мы вышли в режим повышенной готовности, цифры были меньше, но динамика была совершенно иная, - заключил Горох.