«Наша главная цель — сократить смертельные аварии в Москве до нуля, — сообщает Дептранс столицы. — Снизить количество ДТП поможет выявление мест, где они обычно происходят. Нужно регулировать проезд грузовиков по МКАД, контролировать движение мотоциклистов. И тогда к 2028 году мы сократим количество погибших на 10–30%. Еще одно важное направление — повышение безопасности такси и каршеринга. Требуется создать цифровой профиль пользователей, где будет собрана информация о стаже и истории аварий водителей».
Член Общественного совета при Министерстве транспорта Андрей Мухортиков рассказывает, что на государственном уровне принята концепция «прощающей дороги»: «Улицы и дороги должны быть устроены так, чтобы насколько возможно компенсировать ошибки водителей и предотвращать ДТП. Это подразумевает совершенствование технических средств дорожного движения: настройки светофоров, разметки, контрастная подсветка пешеходных переходов, работы с геометрическими параметрами, установки разделительных ограждений, «лежачих полицейских» и применение других способов успокоения трафика».
Пьянство на дороге — безусловное зло, с которым государство борется, но это далеко не единственный фактор смертности. Не менее серьезная причина — невнимательность участников движения и пренебрежение ПДД. Невнимательность возникает из-за привычки к гаджетам и других отвлекающих факторов, а особенно из-за усталости, что особенно касается таксистов, работающих на износ по 10–12 и более часов подряд. Самым частым нарушением ПДД, ведущим к авариям, является грубое нарушение скоростного режима. Пешеходы тоже нарушают правила: например переходят дороги на красный свет или пересекают скоростные трассы вне пешеходных переходов. Цена их ошибки очень высока для них самих. Порой такие нарушения бывают отчасти вынужденными, когда отстает инфраструктура. Например, очень не хватает внеуличных переходов через железные дороги, эта проблема актуальна для наиболее населенной части страны.
То же касается и МКАД: когда ее реконструировали в 1990-е, жилья и точек притяжения вдоль кольцевой почти не было, но за 20 лет вдоль дороги по обе стороны появились десятки торговых, офисных и жилых зданий. Большой резонанс получают аварии с большегрузными автомобилями, которые переворачиваются при повороте из-за перегруза. Причина перегруза — жадность владельцев авто. Водители часто в курсе нарушений, но выбор у них сложный: или отказаться перевозить груз больше дозволенного веса и быть уволенными, или согласиться и подвергнуть опасности себя и других участников движения. Более того, такие нарушители еще и дороги убивают, создавая колею и портя асфальт. Необходимы меры по весовому контролю с увеличением штрафов для владельцев грузовых автомобилей и их поставщиков.
Серьезную проблему для безопасности дорожного движения в масштабах страны представляет собой одно из правил дорожного движения: при ДТП водитель обязан оставить машину на месте и не трогать ее до оформления. На городской улице это относительно безопасно, но на скоростной магистрали — как на МКАД — вероятность того, что в машину врежется еще один автомобиль, статистически близка к 100 процентам. Вопрос лишь в том, когда это произойдет: через минуту после остановки или через 15 минут. Таких аварий очень много.
Для предотвращения трагедии нужно прописать в правилах дорожного движения следующее: если ДТП произошло на магистрали со скоростным режимом 80 километров в час и выше, первое, что водитель обязан сделать, — отогнать свою машину на обочину или в карман аварийной остановки. Второе, что нужно сделать, — обязать носить световозвращающий жилет всех водителей при выходе на проезжую часть в темное время суток. Сейчас его нужно надевать только вне населенных пунктов. Причем хранить его необходимо не в багажнике, а именно в салоне машины. Третье: знак аварийной установки конструктивно устарел. Для узких городских дорог он подходит, но для скоростных магистралей — категорически нет. Этот знак должен быть площадью раза в два больше и оснащаться активной подсветкой, как во время аварийных работ. Обычный знак аварийной остановки на МКАД просто не видят.
— Стратегически большим шагом в сфере повышения безопасности станет переход на беспилотный транспорт, о чем идут разговоры уже лет десять, — продолжает Андрей Мухортиков. — Через 10 лет это вполне возможно. Разрабатывается много систем беспилотного, автоматического управления — и отечественных, и зарубежных. Рано или поздно мы придем к тому, что владелец машины будет ехать пассажиром на заднем сиденье, а робот-водитель поведет машину. Будут исключены столкновения на перекрестках, проезды на красный свет, выезды на встречную полосу. Но, как показывают исследования, действительно высокий эффект для безопасности и скорости движения будет достигнут, только если беспилотными будут все машины.
Однако и беспилотники вряд ли позволят полностью избежать человеческого фактора при ДТП, потому что на дорогах и улицах останутся пешеходы, порой выбегающие на дорогу столь быстро и внезапно, что даже самый лучший беспилотный автомобиль не сможет избежать столкновения. Главное решение этой проблемы, как бы это банально ни звучало, — только воспитание.
Урбанист Илья Заливухин говорит, что точно знает, как снизить аварийность на дорогах: «Нужно четко разделить дороги на два типа: скоростные и городские. В городе нельзя ездить быстрее 50 километров в час, пешеходные переходы, зебры должны быть через каждые 50 метров. Светофоры должны встречаться автомобилистам постоянно. В общем, у автомобилиста не должно быть возможности разогнаться. Садовое кольцо, Кутузовский проспект сделаны неправильно из-за малого количества пешеходных переходов и левых поворотов. Третье транспортное кольцо нужно модернизировать до скоростного, поднять его в некоторых местах на эстакады. Единственный способ снизить аварийность — перестать делать улицы гибридными. Должны быть чисто городские дороги и чисто скоростные дороги, где нет тротуаров, пересечений, общественного транспорта. А у нас такого нет. Хотя никаких проблем для введения системы двухконтурных дорог по закону нет».