Авангард возвращается в строй
Этот дом стоял, как у Высоцкого — «всем жителям знакомый», осыпающийся и вечно затянутый зеленой сеткой. Всемирно известный памятник конструктивизма был в откровенно неказистом состоянии. Причин верить в хорошую судьбу для дома Наркомфина на Новинском бульваре не было до самого 2017 года — но за неполных три года здание преобразилось, став таким, каким было изначально.
— К наследию русского авангарда я всегда относилась с уважением, — рассказывает Юлия, нынешняя владелица одной из квартир отреставрированного дома Наркомфина. — И много лет знала этот дом, и, проходя, отворачивалась: было больно смотреть на руины. Могла ли я знать, что все так удачно сложится? Дом отреставрировали, и я теперь в нем живу. Это маленькая квартирка, по нынешним понятиям — студия, но она изумительно продумана. И самое главное — этот дом живая история нашей страны, того периода, когда русские художники были в авангарде мирового искусства.
Когда работы только начались, первое, что сделали реставраторы — разобрали первый этаж дома: в первое десятилетие своей жизни здание стояло на бетонных сваях, а потом их обстроили перегородками, чтобы устроить дополнительные помещения. Оказалось, что несущие конструкции вовсе не так деградировали, как можно было подумать при виде осыпающейся штукатурки: бетон простоит еще не меньше сотни лет. Все инженерные коммуникации обновили, ленточные окна — отличительный знак конструктивизма — воссоздали по оригинальным чертежам. Дом когда-то задумывался архитектором Моисеем Гинзбургом не совсем как дом-коммуна, но как промежуточная стадия развития жилья: с приватными квартирами-студиями, но обширными общественными пространствами. В этом виде он и восстановлен под руководством внука создателя, Алексея Гинзбурга: вернули к жизни не только главный, но и общественный корпус, находившийся в руинах, а также детский сад, выходящий на Садовое кольцо. И любоваться домом Наркомфина стало гораздо приятнее — теперь жемчужина конструктивизма не закрывается стыдливо зеленой сеткой, а гордо смотрит на город.
Картинки с выставки
Грандиозные ворота Главного входа, цепочка площадей и бульваров за ними — сказочный город в городе, город праздника и позитива круглый год. Все это ВДНХ, когда-то построенная как Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, потом превратившаяся в Выставку достижений народного хозяйства. По ВДНХ на трехколесных велосипедах едут с родителями малыши, катят на роликах и скейтах подростки.
— Помню прогулки на ВДНХ с трехлетнего возраста, — рассказывает 39-летний Алексей Жмыхов, житель Отрадного. — Где-то сохранилась даже фотокарточка: мы с папой идем у фонтана «Каменный цветок», мне только что купили красный пластмассовый трактор с педалями и рулем. Это было счастье. Сейчас уже я гуляю с детьми здесь — и очень здорово, что выставка снова похожа сама на себя.
За последние годы, впервые за 65 лет эксплуатации, полностью отреставрировали все фонтаны ВДНХ: «Золотой колос», «Каменный цветок», «Дружба народов», малые фонтаны Центральной аллеи. Речь не только о декоративном убранстве фонтанов: полностью обновили всю инженерную составляющую этих уникальных конструкций. Неожиданным для многих стал облик некоторых павильонов около «Каменного цветка»: с 1960-х годов их фасады скрывались за металлическими конструкциями, сделавшими из павильонов типовые «кубики». По всей территории Выставки оживают павильоны, пребывавшие в запустении десятилетиями: открылся Центр авиации и космонавтики в знаменитом павильоне «Космос» (ранее — «Машиностроение»), павильон №71 стал Дворцом госуслуг, свое место обрел, наконец, Музей кино. Крупнейший в России выставочный комплекс снова обрел себя — к радости москвичей.
Место, где дышат
Каждый год в Москве организуют или реконструируют около 100 парков, скверов и зеленых зон. Это значит, что число мест, где москвичи могут почувствовать себя на природе, постоянно увеличивается, а качество этой рекреационной среды год от года растет.
— Бываю здесь каждый день, — рассказывает гуляющая по новому парку на Ходынском поле 36-летняя Полина. — Я выросла в этом районе и прекрасно помню, как мы в детстве гуляли здесь. Это был полузаброшенный Центральный аэродром со взлетными полосами. До нас, детей, никому не было дела, мы перебирались через бетонный забор и играли прямо на бетоне, поросшем травой. Потом я долго боялась, что после многих лет запустения аэродром просто застроят. Но получился вот такой прекрасный парк, к тому же один из самых доступных в Москве — со своей станцией метро. Этим летом, кстати, оказалось, что встречаться здесь на Ходынке очень удобно: ко мне приезжают друзья и мы тусим здесь по парку. А когда я одна, можно заниматься на тренажерах — причем в часы пик на них уже очередь.
В этом году, помимо парков обычного размера — а реконструируются они по всему городу — в Москве появились и так называемые карманные парки: в зеленые зоны превращаются практически все свободные пространства, даже всего в несколько сот квадратных метров. Пандемия коронавируса не остановила этот процесс, а напротив, активизировала: стало понятно, что чем больше в городе зеленых зон, тем меньше плотность гуляющих в каждой из них. Учитывая, что население нашего мегаполиса продолжает расти, с годами это будет еще актуальнее.
Помощь рядом
2020-й стал вызовом для столичного здравоохранения. И оно с ним справилось. Помимо перепрофилированных отделений в городских стационарах, пациентов с COVID начала принимать новая инфекционная Вороновская городская больница, которую удалось возвести и ввести в строй всего за четыре с половиной недели. Строительство стартовало 12 марта, а уже 17 апреля клинику официально открыли. В результате в городе появился построенный с нуля полноценный инфекционный комплекс общей площадью 80 тысяч квадратных метров, аналогов которому в мире нет.
«Отличная больница. Очень чистые и уютные палаты. Замечательный и внимательный персонал. Хочу выразить благодарность всему персоналу, который просто вернул меня к жизни. Очень приятно лежать в больнице, где следят за чистотой, вкусно кормят, и даже такие мелочи, как наличие кулеров с холодной и горячей водой, туалетной бумаги в чистых уборных, делают пребывание в стационаре уютным. А внимательный персонал и профессиональные врачи просто дают уверенность в завтрашнем дне! От них невозможно уйти больным», — отмечает одна из пациенток новой больницы Людмила Скоробогатова.
Еще один «бонус» больницы — наличие собственной лаборатории, где можно проводить более 10 тысяч исследований в день, а также собственной кислородно-газификационной станции, обеспечивающей работу аппаратов ИВЛ. Врачи говорят, что у них есть все необходимое для эффективной работы: и оборудование, и средства защиты, и грамотные специалисты. На территории комплекса есть комфортабельное общежитие для медиков на 1300 человек и спортплощадка.
Не прекращая борьбу с коронавирусом, город думал и о других недугах. В этом году был проведен капитальный ремонт и открыт новый операционный блок в Московском городском спинальном нейрохирургическом центре в больнице №67 имени Л.А.Ворохобова. С его появлением в Москве сформирована самая мощная в России, а может, и в мире служба спинальной нейрохирургии. Здесь появилось новейшее современное оборудование для лечения дегенеративных заболеваний и травм позвоночника, и теперь пациенты могут получать всю высококвалифицированную помощь в стенах одного здания. «Основной профиль центра — хирургическое лечение дегенеративных заболеваний и травм позвоночника. Концепция лечения дегенеративных заболеваний позвоночника уникальна сочетанием ультрасовременных хирургических технологий и последующего реабилитационного лечения, в стенах одного центра, позволяющая оказывать помощь пациентам «под ключ», — говорит руководитель Центра Дмитрий Дзукаев.
Москва готова учить самых юных
В 2020 году в школы нашего города отправились более 1,5 миллиона юных москвичей. С каждым годом городу требуется все больше образовательных учреждений, и эта потребность удовлетворяется: только за 2020 году в работу введены 3 новые школы и 10 детских садов — вместе они обеспечили 4400 мест для ребят разных возрастов.
В поселении Сосенское на территории ТиНАО начала работу новая школа №2070. Весь ее вид дает понять — мы давно живем в XXI веке, и школы теперь должны стать совсем не такими, как помнит старшее поколение. Первое, что бросается здесь в глаза — это краски: фасад украшен яркими полосками синих, оранжевых и других цветов, которые сочетаются с расцветкой внутри школы. Специалисты поясняют: цвета нужны для зонирования пространства и разведения потоков. Учащиеся начальных классов идут туда, где все желтое и оранжевое. Старшеклассники — в синие и зеленые помещения. Для каждой группы предусмотрен свой вход в здание, так детям гораздо проще сориентироваться.
«В этом году я получила классное руководство в новом пятом классе. Всего 24 ученика, а в параллели — три класса. Я считаю, это оптимальный размер для класса — можно уделить каждому время. И мне очень нравится общаться с детьми: это совершенно другое поколение, их можно увлечь тем, что нам самим в школьные годы казалось скучным. Конечно, ведь у них совсем другие возможности!» — рассказывает Ольга Гриднева, работающая в одной из школ Даниловского района Москвы.
Розовая линия — уже не мечта: метро добралось до Некрасовки!
За последние десять лет реальностью стали многие станции метрополитена, о которых говорили еще в советское время — но тогда они оставались мечтами. Московское метро непрерывно развивается, и скоро в столице не останется человека, который жил бы более чем в 15 минутах ходьбы от какой-либо из станций. В 2020 году открыли шесть станций на новой Некрасовской (розовой) линии метрополитена на юго-востоке Москвы — эта часть города традиционно считается наиболее загруженной, поэтому значение новой линии сложно переоценить.
Некрасовская линия — это закономерное продолжение всего развития метро и исчерпывающий ответ на вопрос, можно ли даже в самом отдаленном районе наладить отличное транспортное сообщение.
— Стало существенно удобнее. Я живу на Ферганской улице, раньше мне нужно было идти до «Выхино» пешком, а там вагон уже плотно набитый. Не зря даже анекдоты сочиняют про «Выхино» по утрам, — делится москвичка Анастасия Игоревна. — Теперь станция «Юго-Восточная» практически под окнами. Конечно, туда поезд приходит тоже не пустой, все-таки в Некрасовке много садятся, но все-таки легче. Потом я пересаживаюсь на МЦК.
Пересадка на МЦК — самое разумное решение для тех, кто живет внутри МКАД и в относительной близости от уже существующих станций метро.
— На мой район мне грех жаловаться: у нас два парка, Косинский и Салтыковский, речка, очень зелено! — рассказывает 43-летняя Марина Юрьевна. — Специально выбирали здесь жилье, чтобы зеленее было. Только метро не было. Теперь ходим пешком до «Лухмановской». Конечно, хотелось бы пересадку поближе к центру, на Кольцевой, но уже и так хорошо! Не сравнить с тем, что было: я минимум 40 минут экономлю на дороге.
В привилегированном положении отныне и жители Новой Москвы — самая старая (Сокольническая) линия метрополитена в 2020 году ушла еще дальше в сторону ТиНАО: открыты новые станции «Коммунарка», «Ольховая», «Прокшино» и «Филатов луг».
Два этих направления — лучшие примеры того, как метро успешно выходит за пределы МКАД, однако и в других районах уже заметна существенная перемена к лучшему. В конце 2019 года успешно начали работу две первые линии Московских центральных диаметров («Одинцово—Лобня» и «Нахабино—Подольск»). Современные поезда ходят с интервалами 5–6 минут, что позволяет жителям отдаленных районов Москвы и ближайшего Подмосковья ускорить передвижение по городу практически вдвое. Одно из главных преимуществ проекта в том, что МЦД предусматривает бесплатные пересадки на метро и проходит через весь город — пассажирам не обязательно ехать строго до одного из крупных вокзалов, они могут выйти в любом удобном месте.
Скоростной спуск в счастье
На поясе застегивается и затягивается альпинистский страховочный пояс-обвязка. Символическое креслице, минималистический вариант детских качелей, специальным шнуром крепится за спину. В руках — резиновые рукоятки-поручни. Инструктор (или это не так называется?), проверивший крепления страховок, отпускает рычаг — и начинается полет. Сначала это очень страшно — безумно страшно, если нет опыта альпинизма или иного экстремального спорта. Но потом — по секундомеру всего-то через 10 секунд, а кажется, что через час — наступает безграничное счастье, ощущение настоящего полета. Называется эта московская новинка «Зиплайн», и ведет она со смотровой площадки Воробьевых гор вниз в Лужники, над Москвой-рекой. Всего полета — меньше минуты, ощущения — как после прыжка с парашютом, на всю жизнь.
— У нас сегодня годовщина свадьбы, четыре года назад мы поженились, — рассказывает 32-летний веб-разработчик Александр. — Решили сделать друг другу вот такой подарок. Это потрясающе! Вот Оля подтвердит: я наверху чуть не отказался ехать. Только то, что она уже пристегнулась... Стыдно стало, короче, и я тоже скатился. Ух, в общем. Экстрим, но очень классно.
— Я раньше прыгала с парашютом, так что мне ощущение падения не в новинку, — добавляет Ольга, копирайтер. — Но вообще-то, конечно, ноги дрожат до сих пор. Особенно когда над рекой летишь.
«Зиплайн» в Москве появился совсем недавно — в конце июля этого года. Это часть будущего парка высотных развлечений — там планируется и большой трамплин, и зона «тарзанки» с падением в бассейн, и многие другие экстремальные аттракционы.
Спорт пяти морей
В конце июня в Северном произошло масштабное событие: завершилось строительство первого в нашей стране Центра современного пятиборья. В этом виде спорта участники соревнуются в конкуре, фехтовании, стрельбе, беге и плавании. Это единственный в России стадион, где можно провести четыре вида соревнований из пяти под крышей в одном комплексе.
«Дворец пятиборья в Северном объединил разные качества в одном сооружении. Это и фехтование, и площадка для соревнований по конному спорту, по стрельбе, по плаванию… Прежде пятиборцы были вынуждены тренироваться в разных местах, а теперь — под единой крышей, — говорит журналист Алексей Осин. — Создается удобство для работы тренеров. Не нужно использовать разные спортивные сооружения. Разгрузит тот же самый Новогорск, где тренируются спортсмены по разным видам спорта. Если кто не знает, наши спортсмены-пятиборцы — одни из сильнейших в мире. На последних Олимпийских играх Россия удерживает пальму первенства. Могу еще упомянуть дворец гимнастики Винер-Усмановой — это уникальное спортивное сооружение для тренировок спортсменок российской гимнастики, которая, как известно, является ведущей в мире. Созданы все условия, чтобы могли заниматься спортсменки всех возрастов. Кроме того, проводятся крупные соревнования. Дворец получил национальную спортивную премию в конце 2019 года как одно из выдающихся спортивных сооружений в стране.
Главное — что спортивная гимнастика получила в этом дворце неоспоримое преимущество. Не нужно арендовать спортивные сооружения. Прежде гимнастки тренировались в Новогорске, еще где-то. Сейчас тренировки объединены под крышей дворца. Плюс к тому здание претендует на звание шедевра — уникальная крыша в виде парящей гимнастической ленты. Это очень красиво. Кстати, стоит дворец гимнастики на месте рынка в Лужниках. До недавнего времени там сохранялись торговые павильоны».
Директор Дирекции клубных медиа «Локомотива» Алексей Лебедев говорит, что во Дворце спорта гимнастики Винер-Усмановой чувствуешь себя уютно: «Как будто пришел в театр — всё как на ладони, всё происходит будто на расстоянии вытянутой руки. В нем очень комфортно, XXI век чувствуется, старьем не пахнет».
— Хотелось бы сделать предложение по дальнейшему спортивному развитию, — говорит Алексей Лебедев. — Москве нужно больше футбольных полей. Арены для тренировок забиты от и до — я говорю как эксперт.
Так что Москве есть к чему стремиться.