В Москве демонтировали самопальную художественную галерею: посчитали захватом земли

Скандал на 1-м Басманном

В Басманном районе в жизнь воплотился настоящий градостроительный анекдот: коммунальщики демонтировали стальные ворота ручной работы, закрывающие въезд во двор дома 4 по 1-му Басманному переулку. За воротами пряталась небольшая самобытная арт-резиденция, созданная несколькими местными художниками. Разумеется, полностью «самопальная» — за это ее и сносят, квалифицируя как самострой. И если бы это был ларек, не было бы и темы для разговора — торговые самострои сносят уже много лет, и общественное мнение в целом на стороне экскаваторов. Но сносить художников — дело более редкое.

Скандал на 1-м Басманном

Маленький дворик дома 4 по 1-му Басманному переулку несколько лет был районной достопримечательностью: несколько художников поработали над его оформлением, превратив в самопальное арт-пространство. Оно получило название «Монмаст» и стало популярным для авангардных фотосессий и вечеринок. Учитывая, что до известных на всю Москву «Винзавода» и «Артплея» не так уж далеко, «Монмаст» имел все шансы попасть на карту творческих мест Москвы. Шансы, может быть, имел, а вот документы — увы...

— Начиная с 11 августа управа Басманного района уничтожает наше арт-пространство, а также элементы декора придомовой территории помимо воли жителей прилегающих домов, — рассказывает основатель «Монмаста» Антон Кохинор. — Из-за конфликта с художниками под предлогом сноса самостроя демонтировали ворота, простоявшие там не одно десятилетие и закрывавшие въезд во двор, где и находится галерея.

Заметим, что ворота, хотя и находились на своем месте давно, в последние годы были тоже декорированы Антоном и его коллегами: в частности, авторы декора добивались, чтобы весной закатное солнце, светящее в ворота, проходило через авторскую кованую решетку, оставляя на асфальте и стенах дворика психоделические тени. На этот «праздник равноденствия» уже дважды приглашали гостей для фотосессии. Больше, очевидно, уже не получится.

— Наши ворота забрали сотрудники государственной управляющей компании без предоставления документов, — жалуется Антон Кохинор. — Ворота представляют художественную ценность и устанавливались жильцами дома.

Помимо ворот коммунальщики, по словам художника, 17 августа демонтировали навес, под которым находились некоторые работы художников. В процессе некоторые работы были уничтожены или увезены, отмечает Антон Кохинор. В ответ на это координаторы «Монмаста» собрали группу своих сторонников, которые установили на входе во двор круглосуточное дежурство — оно, впрочем, не помогло, когда начался уже упомянутый снос ворот. Все ценные артефакты художники занесли внутрь — в помещение собственной студии Антона, с которой и началась «непризнанная» арт-резиденция. Кроме того, по факту похищения ворот Кохинор подал заявление в полицию — и его даже приняли к рассмотрению.

— Снос произведен на основании решения комиссии по самострою, — прокомментировали «МК» ситуацию в пресс-службе префектуры Центрального округа Москвы. — На данный момент работы завершены. Данная студия, а именно ворота, была возведена незаконно. По сути был произведен самозахват земли.

В этой ситуации есть еще и третья сторона — жильцы дома 4 по 1-му Басманному переулку. Оказалось, что те самые ворота для них имеют самое что ни на есть утилитарное значение — они эквивалентны шлагбауму, то есть предотвращают произвольную парковку во дворе дома. «Снос ворот означает, что нам придется срочно пробивать в муниципалитете и устанавливать шлагбаум — район находится в зоне платной парковки», — рассказал «МК» один из жильцов дома.

Дополнительное измерение проблемы — то, что само здание является объектом культурного наследия. Нынешнее его состояние — бывший доходный дом Г.Л.Рюлинга, построенный архитектором Сергеем Чернавским в 1912 году, медленно теряет штукатурку с фасадов — намекает на необходимость реставрации. Но с этой точки зрения, разумеется, правы скорее коммунальщики: авторское оформление современных ворот в предмет охраны памятника не входит, и при реставрации их, скорее всего, заменили бы в любом случае.

— Эти ребята — вообще-то, как раз те люди, которые делают наш дом уникальным, известным на всю Москву, — признается жительница одной из квартир на верхних этажах дома. — Одно дело история здания — в Москве много неоклассических доходных домов, не говоря уже о Петербурге. И совсем другое — актуальная арт-точка на карте современной Москвы. Мне кажется, что резиденцию стоило бы оставить.

— Вообще-то, центры современного искусства в жилых домах — это плохая идея, — спорит с соседкой Петр, еще один житель дома. — Здесь, извините, по вечерам иногда страшно ходить. Ну неприятно. Пьяных много кроме того. А то, что они художники, неважно — жилой дом прежде всего для жилья, это не музей и не выставочный центр. Студии — да, с дорогой душой, чтобы художник в них работал. А с тусовками, пожалуйста, в парк.

Этот случай хорошо ложится в подборку случаев «всеобщего ожесточения», которое наблюдается в Москве этим летом. Борьба местных жителей с тусовками на Патриарших и Ивановской Горке (в первом случае дошло до гибели одного из местных лебедей, во втором пока ограничиваются руганью в соцсетях); обострение гаражных и парковочных проблем; повышенный градус споров на общественных слушаниях — даром что они переведены в электронную форму и пока не проходят очно. Вот и здесь — коммунальщикам явно давно мозолило глаза несанкционированное оформление двора и мероприятия в нем. Но поскольку гулять сейчас не запретишь — не карантин уже (или еще?), убрать арт-сквот решили по букве закона. Точно так же постепенно отступают оригинальные московские дворики и в других местах. Несет потери частный зоопарк на улице Макаренко, по нескольку штук в год уничтожают самодельные детские площадки в разных районах Москвы: не подходят по ГОСТу! И с точки зрения буквы закона коммунальщики, конечно, правы. Городская земля стоит больших денег, несанкционированное оформление и малые архитектурные формы у нас не разрешены. Но кроме закона, как говорится в одном из древнейших памятников русской литературы, есть еще и благодать. А также соображения имиджа города: в каких-то случаях, возможно, стоило бы не сносить, а легализовать самопальные проекты. И вводить их тем самым в цивилизованные рамки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28348 от 27 августа 2020

Заголовок в газете: Врата арта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру