Дом 12 строение 2 на Трехгорном Валу, построенный в конце 1990-х, тогда считался элитным, да и сейчас очень даже неплох: благородных восемь этажей, кирпич с монолитом, свободные планировки, эркеры. Эти-то эркеры соблазнили хозяев квартиры номер 18 на верхнем этаже: выше них техническое помещение, эркеры на этом обрываются, а давайте-ка мы надстроим их вровень с крышей и часть чердака, что над нами, «приватизируем»? А давайте! И построили — можно сказать, не отличишь от оригинала. Снаружи. Потому что соседям от такого строительства — трещины и протечки, а с фасада периодически падают кирпичи.
— Во время проведения строительных работ по увеличению площади квартиры разрешительной документации на строительство и ввод в эксплуатацию не имелось, — рассказывает Яна Яценко, жительница соседней квартиры. — Согласие всех собственников МКД на уменьшение размера площади общего имущества путем реконструкции и оборудования дополнительных жилых помещений также не было получено. В ходе строительства и возведения надстроек были нарушены герметизация и гидроизоляция кровли, неоднократно заливались соседние квартиры — №17 (смежная стена и кровля) и №16 (находится под квартирой №18), что засвидетельствовано актами. По потолкам и стенам в этих квартирах пошли трещины в потолочных перекрытиях, на стенах образовалась плесень.
Как рассказывают жители соседних квартир, неудобства начались еще во время строительства — для таких масштабных работ на стене дома смонтировали специальный подъемник, стройматериалы перетаскивали по чердаку и крыше. У соседей, разумеется, вибрации, осыпающаяся с потолка штукатурка. Потом — уже упомянутые протечки. И невозможность ходить вплотную к стене здания там, где построен пентхаус: сыплется облицовка.
С этими претензиями соседи обратились в правительство Москвы и уже с его помощью в суд — и 9 апреля 2018 года выиграли заседание. Пресненский районный суд признал надстройку незаконной, а владельцев в двухнедельный срок обязали за свой счет привести здание в изначальное состояние путем сноса самовольной постройки. Вот только никакого демонтажа пока не состоялось.
— В марте 2020 года сотрудники префектуры ЦАО собирали подписи жильцов на документе, в котором было указано, что жильцы не возражают принять самовольные постройки в общее имущество дома, — рассказывает Яна Яценко. — Сулили жильцам дополнительный доход, который можно было бы использовать для общих нужд дома, хотя по Гражданскому кодексу РФ самовольно возведенные недостроенные объекты исключены из гражданского оборота.
В самой управе Пресненского района поясняют, что демонтаж самостроя обязательно произведут, но когда именно — пока неизвестно. «Принимая во внимание сложность демонтажных работ в здании жилого многоквартирного дома, для осуществления сноса незаконно возведенных площадей необходима разработка проекта демонтажа надстройки», — пояснил Сергей Орлов, первый замглавы управы Пресненского района
Пока же, как отмечает глава управы района Александр Михайлов, власти стремятся сделать эксплуатацию дома безопасной. «По указанному адресу в рамках текущей эксплуатации проведены охранные мероприятия, — указывает чиновник. — Для исключения выпадения кирпичей выполнено удаление полностью потерявших сцепление участков облицовки, аварийных разрушений нет, угроза падения элементов отсутствует, до проведения капитального ремонта за техническим состоянием фасада установлен постоянный контроль, выставлены ограждения. Работы по ремонту фасада с восстановлением кирпичной кладки капитального характера в рамках региональной программы по указанному адресу запланированы на 2042–2044 год. Дополнительно информируем, что собственники вправе принять решение о переносе сроков капитального ремонта, приняв решение на общем собрании».
А пока этот процесс медленно разворачивается, нехорошая квартира с еще более нехорошим пентхаусом уже сменила хозяев: по результатам торгов (первые владельцы не выдержали выплаты кредита) 5 марта 2020 года у недвижимости появился новый хозяин. Добросовестный, так сказать, приобретатель. Правда, о том, что на квартире имеется громадное «обременение» в виде не оформленной и не оформляемой надстройки, покупатель явно в курсе — эта информация уже содержалась в описании лота. Интересно, будет новый хозяин ждать, когда мансарду снесут за госсчет, при этом откладывая ремонт и даже проживание в доме, или попробует всю эту «музыку» легализовать?