По оценкам орнитологов, в Москве летом живет порядка 100 тысяч ворон. К осени эти птицы прилетают в мегаполис с севера, чтобы перезимовать, и их становится в четыре раза больше. Помимо весьма небольших неудобств, которые приносят эти черные крылатые, например, громкое карканье по утрам, есть в характере ворон-москвичек и другие особенности, что наносят урон не только городскому хозяйству, но и здоровью жителей Первопрестольной. Замечено, что вороны разрушают цветочные и декоративные посадки, разоряют гнезда других птиц, проявляют агрессию к небольшим домашним питомцам. И это лишь малая толика! Известны случаи даже нападения изголодавшихся ворон на пожилых людей.
— В целом вороны не агрессивные птицы, — говорит орнитолог Владимир Романов. — Обычно они пикируют на людей только в период размножения. Таким образом вороны оберегают от прохожих свои гнезда и слетков. Такое поведение характерно для всех птиц. Тем не менее человек не всегда может понять, что оказался в опасной близости от гнезда, так как вороны вьют их достаточно высоко на деревьях. Поэтому переполошившаяся и нападающая ворона, кажется, будто появляется из ниоткуда.
Помимо всех этих неприятных черт темперамента городских ворон они несут в себе и скрытую угрозу. Вороны, как и голуби, являются так называемыми помоечными птицами. Они могут быть переносчиками серьезных заболеваний, таких как хламидиоз, сальмонеллез, кампилобактериоз, туберкулез и многих других, перечислять можно долго. Санитарные врачи давно бьют тревогу по этому поводу. Медики уверены: если не регулировать численность ворон, они могут стать реальной угрозой.
Одно из основных мест гнездования и размножения ворон в столице — территория, прилегающая к зданию правительства. Объяснить это легко, ведь неподалеку расположен зоопарк, где они всегда могут поживиться кормами, что киперы дают местным птицам. У Белого дома можно увидеть сотни ворон, которые кружат в людных местах, роются в урнах и выхаживают по тропинкам и даже, как утверждают, вступают в пререкания с дежурящими у контрольно-пропускных пунктов сотрудниками Федеральной службы охраны.
Облюбовали черные пернатые и само здание: их можно увидеть на крыше или кружащими вокруг высотной части, которую в народе прозвали стаканом. Бывало, что наглые вороны даже мешали совещаниям — стучали клювами в окна.
Тем не менее все вышеперечисленные факты еще не повод хвататься за ружье и идти отстреливать пернатых. Ученые нашли оригинальный и гуманный способ контроля популяции ворон в городе. В скором времени воздушное пространство над Москвой, и особенно места скопления ворон, начнут патрулировать специально обученные птицы. На роль стражей порядка были выбраны естественные враги ворон — ястребы и соколы. Тренировки крылатого «спецназа» уже идут на базе подведомственного Минприроды ВНИИ экологии. Специалисты обещают, что операции по предупреждению излишней концентрации ворон в столице будут проводиться на постоянной основе.
На самом деле подобный метод борьбы с вороньим «перенаселением» существует уже несколько лет и показал свою эффективность на многих стратегических объектах в России. Но массово, на целый город, его еще не использовали ни разу. Называется этот способ биореппелентацией. Это единственный метод отпугивания, который не вызывает привыкания у птиц, так как боязнь хищника заложена на генетическом уровне. Вы же будете бояться волка, сколько бы раз в лесу его ни встретили!
— Эти птицы очень умные, обучаемые и активно используются во многих сферах человеческой жизни, — объясняет заводчик хищных птиц Григорий Павленко. — Их обучают, не считая охоты, для отпугивания массовых видов других птиц в аэропортах, на виноградниках, очистных сооружениях — много где. Обучение биореппелентации более простое, чем охотничье мастерство, там не нужны суперлетные качества, так как птица просто отпугивает, а не ловит других животных. Чтобы птица стала рабочей при правильной подготовке, ей нужно порядка полугода до первых хороших и стабильных результатов. В «школу» берут в основном молодых пернатых, так как у них в голове этот вид деятельности должен отложиться как образ жизни. Это не собака, которая хочет услужить и получить лакомство, хотя поощрение едой в тренировках тоже используется.
Биореппелентацию активно используют в аэропортах столицы и в петербургском «Пулково». Именно в таких местах любая необученная птица становится оружием массового поражения. Если случайная крылатая залетит на взлетную полосу и попадет в двигатель, турбину или лобовое стекло, то результат такого полета будет плачевным не только для самой птицы, но и для пассажиров самолета. К сожалению, мировая авиация знает немало таких случаев. Одним из таких, который, к счастью, окончился хорошо, стала знаменитая посадка самолета на кукурузное поле в прошлогоднем августе.
Применяют метод и на птицефабриках. Ястреб может просто полетать над нужным участком — и все другие более мелкие хищники сразу же исчезнут с радаров. Кстати, один такой стражник может отработать смену длиной в 3–5 часов.
После завершения тренировок ястребы и соколы вылетят на московские улицы. Точнее, в московское небо. Подготовка птиц ведется в Русском соколином центре. Его специалисты знают об этих хищниках не понаслышке, так как занимаются разведением и выпуском в природу редких видов хищных птиц, реабилитацией, подготовкой и возвращением их в естественную среду обитания.