Явка на общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ составила 67,97% по итогу обработки 100% протоколов — такие данные передает ЦИК РФ. Что касается москвичей, то изменения Конституции поддержали около 2,8 млн человек — при общем количестве участвовавших в голосовании в 4,4 млн. Такие цифры назвал официальный представитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в Москве Александр Асафов.
Участники электронного голосования оказались «отличниками»
Опыт голосования онлайн, в котором приняли участие москвичи, также признан успешным. По итогам электронного голосования в Москве за внесение поправок в Конституцию проголосовали 601 096 избирателей, то есть 62,33% от общего числа голосовавших онлайн. 37,67% (363 341 человек) проголосовали против.
Участники электронного голосования оказались «отличниками» еще и по явке: из заявившихся на эту форму волеизъявления участвовали в голосовании около 93% (или 964 438 человек), в том числе «да» — 601 096 человек (или 62,33%) и «нет» — 363 341 (или 37,67%).
Что касается очных форм участия, то уже утром 1 июля общая явка по Москве превысила 42%. Этот необычно высокий результат был достигнут за счет продолжавшегося с 25 июня досрочного и надомного голосования. Эксперты утверждают, что эта явка сопоставима с президентскими выборами, которые традиционно собирают высочайшую явку, поскольку считается, что именно выборы президента больше всего способны изменить жизнь страны.
По словам политолога Павла Данилина, онлайн-голосование было прекрасной задумкой, которая также позволила показать высокую явку.
— Есть люди, которые сомневаются в чистоте электронного голосования. Но тогда они должны сомневаться и в чистоте электронных счетов, которые они имеют в банке, — заметил Данилин, указав на высокую защищенность волеизъявления онлайн.
Политолог считает разумным использовать растянутый по времени процесс голосования на выборах в сентябре, поскольку к осени коронавирус «никуда не денется», и вообще, такая практика очень удобна для электората.
Вопрос, который беспокоил многих в ходе голосования, — прозрачность и легитимность процедуры. Для контроля за этим на каждом участке присутствовало несколько наблюдателей от различных политических партий, общественных организаций (в среднем по 5 человек на 1 участок для голосования), они оперативно реагировали на любые сигналы о якобы имевших место нарушениях в ходе голосования.
— Напомню, у нас было более 3600 участков, и мы за время работы в штабе разобрали буквально десятки ситуаций, что очень мало на такое количество. Я считаю, что это позволяет нам говорить о том, что наш «московский стандарт» чистых выборов, о котором мы много говорили, для многих регионов стал примером для подражания. У нас сейчас есть возможность с полной уверенностью говорить, что голосование в Москве было открытым, честным и легитимным, — отметил руководитель Корпуса наблюдателей Вадим Ковалев.
Убедиться в грамотности и открытости московского голосования корреспонденты «МК» смогли и на собственном опыте, когда отправились на участки выразить свою политическую позицию. Можно слушать о том, что всех участников голосования обеспечивают средствами индивидуальной защиты, однако увидеть своими глазами — совсем другое дело.
Вот, к примеру, УИК №2198 на юго-западе Москвы. После обеда здесь довольно малолюдно: самые сознательные успели проголосовать утром, а рассеянные прибегут ближе к закрытию. У входа на территорию школы сталкиваюсь с двумя уходящими женщинами — и все, больше народа нет.
— Подождите, пожалуйста, — просит один из членов УИК и указывает на столик с антисептиком и средствами индивидуальной защиты: масками и перчатками. — Сейчас придет наш специально обученный товарищ и выдаст вам все, что надо.
Товарищ появляется через минуту — облаченный в защитный халат, несмотря на жару. Быстро измеряет температуру — 34,8, хладнокровие как раз для голосования! — и выдает набор из маски и перчаток.
— Ты сразу спрашивай адрес! — инструктирует коллегу другой член УИК. И объясняет: мол, многие до сих пор не выучили, к какому участку прикреплены, и уверены, что ближайший к дому, значит, априори подходящий им.
Внутри помещения для голосования все тихо и спокойно, и беспокоиться о соблюдении социальной дистанции не приходится — народу нет, толкаться не получится даже при всем желании. Расписываешься в списке избирателей, получаешь одноразовую ручку и лотерейный билетик «Миллиона призов». Ну а дальше все привычно: кабинка, галочка, ящик.
Политолог Наталия Елисеева заявила, что голосование по Конституции в столице организовали по принципам прозрачности и гласности. Елисеева отметила работу на участках более 20 тысяч наблюдателей, проверку всех жалоб, которые поступали по ходу голосования, и видеонаблюдение, которое было организовано круглосуточно.
Также необходимо отметить, что Общественный штаб в Москве продолжает работать даже после окончания голосования и после окончания подсчетов — отдельные случаи все еще разбирают и анализируют ход голосования.
Ранее международный наблюдатель, журналист из Греции Димитрис Лиацос, отметил высокий уровень организации голосования: по его словам, Россия сегодня опережает многие страны.
«Отдельно я хотел бы отметить электронное голосование, в котором более активное участие принимает молодое поколение. Защита персональных данных, тайна голосования обеспечены. Я не шучу, потому что у вас голосование проходит на более высоком уровне, чем во многих других европейских странах. США со своими выборами вообще остались в XIX веке», — отметил Лиацос.
«Соединяем вместе 5 ключей»
За несколько минут до закрытия избирательных участков по московскому времени в Общественном штабе по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в Москве приступили к дешифровке бюллетеней, поданных в электронной форме с 25 по 30 июня. Напомним, запись на онлайн-голосование велась до 21 июня, а желающие проголосовать при помощи портала Госуслуг переводились на специальный «электронный» избирательный округ. Председатель территориальной комиссии по электронному голосованию Константин Павлов и начал процедуру дешифровки.
— 22 июня решением территориальной комиссии ключ был разделен на 5 частей и разделен между 5 человеками, — отметил Павлов. — Помимо меня это глава Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в Москве Илья Массух, его заместитель Ольга Кириллова, сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц, а также министр информационных технологий и связи Нижегородской области Сергей Ефимов.
Затем каждый из пятерых хранителей предъявил свой ключ, хранившийся в запечатанном именном пакете. Далее все ключи (представляющие собой модифицированные флешки) скопировали в особую папку на компьютере председателя комиссии, после чего процедура дешифровки голосов запустилась. Как заверил Артем Костырко, глава управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы, процесс должен быть занять 70–80 минут — так и получилось, и вскоре все узнали результаты электронного голосования.
Подсчет результатов на обычных участках для традиционного голосования происходил как обычно: закрытые двери, присутствие наблюдателей и представителей СМИ, подписание протокола… И результаты не дают оснований сомневаться: все прошло грамотно и чисто.
Политолог Алексей Чеснаков также отметил, что голосование проходило в сложных условиях, связанных с пандемией и некоторым негативом в общественных настроениях из-за ухудшения социально-экономического положения.
— В последние три недели была проведена довольно эффективная кампания по разъяснению сути поправок и способов голосования, это тоже сыграло свою важную роль, — сказал Алексей Чеснаков. Он также выразил мнение, что растянутость голосования положительно отразилась на явке.
— Люди получили возможность — опять же, с соблюдением всех мер безопасности — проголосовать на площадках вне участков или в электронном виде. Все это создавало хорошую динамику, — подчеркнул Чеснаков.
Несмотря на то, что все прошло быстро и грамотно, в Общественном штабе по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием уже заявили, что обязательно продолжат совершенствовать «московский стандарт» наблюдения за голосованием — чтобы в следующий раз не было даже мелких огрехов.
Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов отметил, что лишь 2% от общего числа сообщений касаются процедурных нарушений, обнаруженных на избирательных участках.
— Однако они не препятствовали свободному волеизъявлению граждан, — заявил Борисов.
В свою очередь политический консультант Леонид Давыдов исключил выявление отличающихся от сложившейся практики нарушений в ходе голосования по поправкам к Конституции. По его словам, хотя голосование в течение семи дней было впервые, удалось обойтись без фатальных нарушений.