Понять москвичей можно. В субботу, 20 июня, в городе за несколько часов выпало свыше 35 миллиметров осадков при июньской месячной норме 75 миллиметров. Результат можно было оценить невооруженным глазом.
Почти полностью затопило площадку около метро «Ленинский проспект»: по рассказам очевидцев, вода ушла примерно через час. Более того, из-за дождя прорвало крышу одного из магазинов в торговом центре на углу Ленинского проспекта и улицы Обручева: правда, обошлось без пострадавших. Точно так же залило ТЦ около станции метро «Озерная».
Еще встреча со стихией произошла на юге Москвы — на пересечении Варшавского шоссе и Дорожной улицы — вода не успевала уходить, и движение пришлось перекрыть. Эту ситуацию уже прокомментировали в Мосводостоке: по словам специалистов, потоп произошел из-за выпадения сверхнормативных осадков и перегрузки водосточных сетей.
Залило часть района Бирюлево, точнее, окрестности станции «Бирюлево Товарная». Также затопило несколько кварталов на западе Москвы — на Никулинской улице, проспекте Вернадского и улице Покрышкина. Сообщения о потопах также поступали с Булатниковской улицы и Востряковского проезда, проспекта Андропова.
Напомним, что один из самых серьезных потопов в Москве произошел в августе 2016 года — тогда под воду уходили целые улицы, прежде всего переулочки в центре. Тогда же мэр Москвы Собянин пообещал, что проблема будет решена в течение двух лет. Однако полностью решить ее нереально — по вполне понятным причинам.
Механизм засорения ливневой канализации в городе ничем не отличается от засора в раковине в квартире, вопрос только в масштабах. И если трубу в жилом доме засоряют обычно волосы или бумага, попадающие в сток, то на улицах города главная проблема — листва и ветки, которые смывает дождем. По словам главы столичного комплекса ЖКХ Петра Бирюкова, прибывшие на место локальных подтоплений специалисты просто сняли решетки с уличных колодцев, после чего вода ушла гораздо быстрее. Опять же механизм знаком любому человеку: если в раковине плохо сходит вода, попробуйте снять решетку-фильтр — дело пойдет живее!
«В короткий промежуток времени выпало большое количество осадков, в отдельных районах, особенно на юге, до 70 процентов от месячной нормы. Кроме того, сильный ветер повалил деревья, их листва и ветки попали в ливневую канализацию и препятствовали стоку воды, это и стало причиной возникновения подтоплений», — объяснил Бирюков.
Как это работает? Когда вода попадает в решетки ливневки, она расходится по разветвленной сети трубопроводов. Маленькие трубы соединяются с более крупными внутри квартала, а те — с крупными районными, а уже оттуда поток попадает в магистральный трубопровод и по нему приходит на одну из станций глубокой очистки воды. Разумеется, воде нужно время, чтобы разойтись по этой сложной системе труб, и небольшие задержки вполне естественны.
Как ранее объясняли «МК» специалисты, при сверхинтенсивных ливнях вода, скапливаясь на поверхности, просто не успевает уходить под землю. И этому есть грамотное объяснение: согласно СНиПам, утвержденным в 1963 году, во время сильных дождей вода может скапливаться на проезжей части на высоту до 25 см, а в некоторых районах (в низинах) — до 50 см. Ну а южная часть Варшавского шоссе — это как раз низина. Вот только ситуация после 1963 года слегка изменилась, и та вода, которая раньше могла попросту впитаться в землю, сейчас никуда не впитывается: асфальт ее держит.
Следующий нюанс — расположение решеток ливневки. По словам экспертов, расстояние между ними должно быть пропорционально ширине потока в лотке перед решеткой: чем больше поток, тем чаще должны быть установлены приемники воды. Однако на московских улицах это правило не всегда соблюдают.
«Мы при выезде со двора проезжую часть делаем чуть ниже, чем газон. Естественно, если пошел дождь, то вода течет с крыши на газоны, с которых стекает на проезжую часть — а у нас во дворах ливневок нет. Поэтому вода собирается и течет дальше в переулочки, а там тоже ливневок нет. И весь поток продолжает путь уже на вылетные магистрали. А ведь чтобы избежать таких водных потоков, должны быть предусмотрены перехватывающие системы», — объяснял «МК» декан факультета дорожного строительства МАДИ Игорь Чистяков.
Так что подтопления — это, увы, нормальная московская реальность. Кстати, на официальном портале столичной мэрии появилась полезная информация о том, куда обращаться, если вдруг увидели воду на дороге около дома, — в Мосводосток, а если затопило подземный переход — тогда в «Гормост». Можно позвонить в управу, префектуру и ОАТИ.