Московские врачи разъяснили майскую статистику смертности от коронавируса

Ни одному пациенту, который нуждался в госпитализации, не было в ней отказано

Столичный департамент здравоохранения обнародовал данные смертности от коронавирусной инфекции в мае: от нее умерло 2757 человек. Речь идёт как о тех случаях, когда при жизни у человека был положительный анализ на вирус, так и о тех, когда диагноз ставили уже посмертно. Отдельной группой считаются те люди, которые скончались от тяжелых сопутствующих заболеваний – инфаркты и инсульты, онкология, травмы и несчастные случаи – даже если у них был подтверждённый коронавирус. Статистика смертности неизменно вызывает вопросы. Однако у столичных медиков есть разумные объяснения для любых претензий: умерших никак не утаишь, но почему-то никто не заговаривает о том, скольких людей удалось спасти – а между тем их число приближается к 70 тысячам!

Ни одному пациенту, который нуждался в госпитализации, не было в ней отказано

Значительный всплеск «коронавирусной» смертности пришёлся на конец мая и дал тем недоброжелателям, кто сомневается в грамотности стратегии московских властей, много пищи для пересудов. Однако специалисты готовы легко объяснить этот феномен: как мы помним, последний всплеск заболеваемости у нас был на майские праздники – следовательно, в 20-х числах мая, увы, умирали некоторые из тех, кто заболел тогда, ведь между инфицированием и летальным исходом должно пройти время.

По данным, которые публикует столичный Департамент здравоохранения, в мае в Москве коронавирусная инфекция была признана причиной смерти 2757 человек. В их число отнесли даже тех, кто имел отрицательный тест (как при жизни, так и посмертно), но результаты патологоанатомического исследования и клинические признаки свидетельствовали о том, что даже при отрицательном результате, скорее всего, причиной смерти явился коронавирус. Таких случаев зафиксировали 433 – чаще всего речь шла о воспалении лёгких, т.к. ни одна пневмония в мае 2020 года не была признана «обычной», все их записали на счёт жертв коронавируса. Спорных и сомнительных случаев здесь быть не может.

Однако есть ещё люди, которые скончались, имея положительный анализ на коронавирус, но совсем от других причин. Таких в мае в Москве было 2503 человека. По словам главного внештатного патологоанатома Департамента здравоохранения Олега Зайратьянца, смерти случились от явных альтернативных причин, таких как сосудистые катастрофы (инфаркт миокарда и инсульт), злокачественные заболевания 4-й стадии, лейкозы, системные заболевания с развитием органной недостаточности (например, амилоидоз и терминальная почечная недостаточность) и других смертельных заболеваний.

«Как можно считать причиной смерти COVID-19, если у человека был инфаркт или поздняя стадия онкологии, и при этом не было изменений в легких? Это в корне неверно. Поэтому статистика Москвы по смертности от COVID-19 абсолютно корректна», - добавил Зайратьянц.

Причиной сомнений недоверчивых служит, опять же, статистика. По последним данным департамента здравоохранения, в мае 2020 года в Москве скончалось 15 713 человек, а это на 5 715 случаев больше, чем в мае 2019: тогда было 9 998. Если сравнивать смертность в Москве за май со средним показателем за последние три года (9914), то превышение – это 5799 случаев. Коронавирус в качестве основной или сопутствующей причины смерти отмечен в 5 260 случаях (92% всей избыточной смертности в мае). Придраться тут не к чему.

«Москва уже применила новые рекомендации, что позволило усовершенствовать учет случаев, где COVID явился основной причиной смерти, и тех, где он с высокой долей вероятности стал катализатором и привёл к обострению другого основного заболевания. Это стало возможным благодаря тому, что в 100% случаев смертей с подозрением на COVID в Москве проводится патологоанатомическое исследование с подробным посмертным анализом (ПЦР диагностика на наличие коронавируса, других возбудителей, включая бактериальных; Морфологический анализ, включая гистологический и иммуногистохимический, другие методы для выявления тончайших изменений в тканях и органах)», - объясняют в столичном Департаменте здравоохранения.

Московские специалисты первые в мире составили и опубликовали атлас тяжелейших, часто необратимых патологических изменений органов умерших от COVID-19. Заведующий патологоанатомическим отделением ГКБ №40 врач-патоморфолог Ашот Авдалян рассказал, что стало возможно понять, как именно отразился коронавирус на течение хронических заболеваний.

«Атлас патологоанатомических изменений органов умерших от коронавируса наверняка станет фундаментальным трудом для всей мировой науки», - подчеркнул Авдалян. По его словам, атлас дополнен иллюстрациями.

Следующий вопрос недоверчивых: а почему в Москве умирает меньше коронавирусных больных, чем в Лондоне, Нью-Йорке или городах Италии? Здесь тоже есть грамотный и понятный ответ. За рубежом высокая летальность на дому (в Италии 50% и в Америке 25%), поскольку их медицинские мощности не позволяли оказывать своевременную помощь всем пациентам – просто не хватало коек. В Москве такой проблемы не возникло: мы использовали только две трети нашего фонда аппаратов ИВЛ, и свободные койки в больницах были всегда. В Германии, например, госпитализировали только пациентов в очень тяжелом состоянии – и, соответственно, многих из них уже невозможно было спасти!

В Москве ни одному пациенту, который действительно нуждался в госпитализации, не было в ней отказано: все бригады «Скорой помощи» получили четкие инструкции для направления в больницу при любом малейшем подозрении на серьезное течение заболевания, и в многочисленных перепрофилированных стационарах всегда оставались свободные койки. Благодаря этому удалось спасти около 65 тысяч человек, у которых коронавирус протекал в тяжёлой форме – и скептикам лучше было бы обратить внимание на эту впечатляющую цифру, а не пытаться найти ложь в подсчётах специалистов.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру