На входе во флагманский центр «Мои документы» Юго-Западного округа, расположенный в торговом центре около метро «Теплый Стан», собралась кучка людей. Небольшая — не более дюжины человек, и большинство из них поразительно спокойны: они знают, зачем пришли, и знают, чего здесь ждать. Кто-то еще не до конца понял новые правила игры.
— Мне начислили в этом месяце слишком много за воду, я хочу разобраться и передать показания счетчиков! — настаивает мужчина средних лет. Однако у сотрудника, который дежурит на входе, для всех готов единственно правильный ответ: «Запишитесь заранее на сайте и приходите в назначенное время — вас примут. И не забудьте маску и перчатки!».
Внутри центра удивительно тихо и спокойно — впрочем, как и во всех некогда многолюдных учреждениях. Для отдыха и ожидания — не длинные диваны и не ряды стульев, а закрытые с трех сторон мягкие кресла на одного человека. На полу — разметка в 1,5 метра, повсюду расклеены плакаты с напоминанием о необходимости соблюдать социальную дистанцию. Аппарат, в котором обычно люди привыкли покупать шоколадки и минералку, сейчас загружен масками — если кто-то забыл взять свою, можно купить на месте. Однако большинство клиентов поступают сознательно и приходят уже в масках.
— Сегодня самые популярные услуги — социального направления, а также выдача уже готовых документов. Хотя президент в своем обращении сказал, что срок действия паспортов, водительских удостоверений и других документов продлевается на время карантина, люди все равно приходят поменять: соответственно, это никак нельзя перевести в онлайн, поскольку человек должен получить лично в руки новый документ. То же самое касается регистрации рождения и смерти — мы должны выдать на руки свидетельство. Также популярны услуги, касающиеся ЖКУ, но это чаще среди старшего поколения, молодые люди научились передавать показания счетчиков и решать прочие вопросы онлайн, — объяснил в разговоре с корреспондентом «МК» руководитель флагманского центра «Мои документы» ЮЗАО Григорий Куров.
По его словам, в первый день работы пока что не было ни одного конфликта — ни из-за масок, ни из-за необходимости приходить строго в назначенное время. Да, некоторые москвичи, очевидно, не до конца разобрались в новых правилах, но они спокойно соглашались вернуться в следующий раз — карантин есть карантин.
Всего по предварительной записи доступны 144 услуги: среди них назначение пособия для женщин по беременности, родам и уходу за ребенком, выдача различных удостоверений и их дубликатов, приватизация и заключение договоров социального найма, выдача полиса ОМС и многое другое — точный список доступен на сайте.
— Дочь родилась! Вот, теперь официально! — делится радостью молодой мужчина в клетчатом пиджаке и показывает бумагу: да, можно поднимать бокалы «за новую москвичку» Полину Евгеньевну, которая появилась на свет 20 мая.
Однако рассмотреть эти данные вблизи практически никто не сможет: по новым правилам окошки в «Моих документах» работают через одно, соответственно, стулья для клиентов также установлены на солидном расстоянии друг от друга. Между сотрудником и клиентом защитное стекло, которого раньше не было, и, конечно, обязательная дистанция полтора метра.
Дозаторы с антисептиком также установлены по всему центру — по словам сотрудников, они регулярно обеззараживают все, чего могли коснуться они сами или клиенты: клавиатуры, столешницы, шариковые ручки…
Еще одна популярная услуга, за которой идут в «Мои документы», — оформление больничных «по самоизоляции» для тех, кто старше 65 лет и имеет хронические заболевания… словом, для тех, кому соблюдать режим обязательно.
Напомним, всего 25 мая в Москве возобновили работу 88 центров «Мои документы» в разных районах — точный список можно посмотреть на официальном сайте. Там же опубликован перечень услуг, которые можно и нельзя получить онлайн (без личного визита).