Дворец пионеров на Воробьевых горах отреставрируют без достройки новых корпусов

Невозможность достройки подтвердил и Департамент культурного наследия

На городском портале «Активный гражданин» завершилось голосование по поводу реставрации Московского дворца пионеров на Воробьевых горах. В отсутствие возможности проводить очные публичные слушания электронное голосование стало ключевым этапом общественного обсуждения будущего знаменитого детского комплекса. Большинство пользователей, принявших участие в процедуре, выбрали вариант комплексной реставрации Дворца без строительства новых корпусов.

Невозможность достройки подтвердил и Департамент культурного наследия
Автор: Sergey Norin.

В голосовании на портале приняли участие более 140 тысяч человек. Выбор состоял из трех вариантов концепции: реставрация комплекса в целом, реставрация только основного корпуса Дворца (при этом остальные сооружения остаются в текущем состоянии) и реставрация с достройкой новых корпусов на территории. Результаты оказались предсказуемыми: 51% (или почти 74 тысячи) голосов за первый вариант — полная реставрация без достройки. На втором месте — вариант с достройкой (26%, почти 39 тысяч голосов), в отстающих — минималистическая концепция (6%, чуть больше 9000 голосов). Еще 16% (23,5 тысячи пользователей) выбрали вариант «Это должны решать специалисты».

- Здания архитектурного комплекса более полувека эксплуатировались без реставрационных работ, а перепланировки привели к утере первоначальной авторской композиции, - обосновывается в голосовании необходимость реставрации. - Технологические решения 60-х годов прошлого века значительно устарели как в части функциональности, так и в части безопасности. Чтобы создать для всех детей комфортную образовательную среду, отвечающую современным требованиям, принято решение о реставрации Дворца пионеров.

Напомним, Дворец пионеров на Ленинских горах начал строиться в самом конце 1950-х годов, а сдан в эксплуатацию в 1962 году. Авторы проекта — большой коллектив архитекторов: Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков и Игорь Покровский, а также инженер-конструктор Юрий Ионов. В отличие от крупных сооружений предыдущей эпохи советской архитектуры, Дворец пионеров был спланирован как «распределенная» архитектура — в виде нескольких легких горизонтальных корпусов, связанных ландшафтными решениями. Высотная доминанта у Дворца, впрочем, была — 70-метровый флагшток, вокруг которого разбили зеленую площадку со сходящимися к знамени вымощенными дорожками. 

- Не все запланированные в начале шестидесятых корпуса были построены к 1962 году, - рассказал «МК» градозащитник Петр Мирошник, активный участник многих кампаний в поддержку Дворца пионеров. - Часть остались на бумаге, и сейчас уже невозможно точно установить, по каким соображениям. Возможно, экономия, а возможно, решение архсовета, решившего, что часть корпусов не нужна. Так или иначе, эта история имела продолжение в начале 2010-х годов, когда инвестор и современное архитектурное бюро заручились поддержкой ныне здравствующего автора проекта, Феликса Новикова, давно живущего в США, и предложило план «достройки» не возведенных тогда корпусов. Естественно, под видом достройки пытались «протащить» два новых огромных корпуса на территории памятника. А Дворец пионеров — именно объект культурного наследия: парк уже значится в реестре, корпуса имеют статус выявленных.

Встретив мощное сопротивление общественности, инициаторы реконструкции Дворца тогда отступили, а в наши дни невозможность достройки подтвердил и Департамент культурного наследия. На территории памятника строительство прямо запрещено, констатировали в ведомстве. По словам Петра Мирошника, именно после этого и появилась концепция реставрации, которая сейчас победила в голосовании.

- Есть, конечно, вопрос «за что вообще голосовали», - отмечает градозащитник. - Дело в том, что «концепция реставрации» - это несуществующее понятие, реставрация это научный процесс. Впрочем, та концепция, которая была выработана, достаточно корректна, без добавлений. А вот за что голосовали — все-таки непонятно. Поскольку Конституция и федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия» прямо вменяют всем гражданам в обязанность реставрировать памятники именно бережно и тщательно. Впрочем, особенных проблем я не предвижу: Дворец пионеров уже пережил несколько реконструкций, при которых значительная часть интерьеров и конструкций была утрачена, а технологии строительства с 1960-х годов не слишком изменились. Фактически для реставрации достаточно хороших строителей.

Однако есть еще одна составляющая Дворца пионеров на Воробьевых горах, которая при реставрации может пострадать — и, скорее всего, пострадает. Это учреждение — так же, как московское метро — редкий объект культурного наследия, до сих пор сохранивший не только подлинность, но и функционал, напоминает Петр Мирошник. А вот его реставрация может уничтожить, поскольку сложившийся коллектив и педагогические практики не могут быть «поставлены на паузу» длиной в несколько лет. Коллектив будет распущен, а после реставрации в красивые корпуса въедут новые преподаватели и новые дети.

Напомним, сейчас во Дворце пионеров, по данным Департамента образования, занимаются более 40 тысяч детей по 1173 обучающим программам. Впрочем... теперь, в условиях карантина — уже «занимались». Когда «эпоха всеобщей удаленки» закончится, можно будет понять — какие кружки и секции пережили ее, а какие нет. Возможно, после этого и реставрация уже не покажется чем-то страшным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру