За 85 лет, минувших со дня запуска первого поезда, сеть Московского метрополитена беспрерывно разрасталась — после увековеченных в песне станций «от «Сокольников» до «Парка» метро пришло в самые разные районы. Даже коренным москвичам приходится все чаще смотреть на схему метрополитена: ведь они привыкли, что конечные станции — это «Речной вокзал» и «Юго-Западная», и не всегда успевают следить за изменениями. И немудрено — скорость, с которой развивается сегодня метро, впечатляет! По объемам и динамике строительства метрополитена Москва является одним из лидеров среди городов мира.
«Сейчас мы взяли хороший темп в строительстве новых станций метро, и наша основная задача до 2023 года намеченную программу выполнить», — заявил Марс Газизуллин, генеральный директор АО «Мосинжпроект» (оператора Программы развития Московского метрополитена). Итак, что фактически изменится в нашей подземке к 2023 году?
В конце марта 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл движение поездов по новому участку Некрасовской линии на юго-востоке столицы. Там расположены станции «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская». Одновременно с ними открылся для движения поездов участок Большой кольцевой линии со станциями «Авиамоторная» и «Лефортово».
«Метро в Москве строилось в самые сложные и тяжелые времена. Строится и сегодня, когда ситуация непростая. Закончили строительство одной из крупнейших веток метро в Москве, 22 км, 10 станций от «Некрасовки» до «Лефортово». Запускали ее в два этапа, сегодня запускаем второй, и последний, этап. Ветка важнейшая, она улучшит транспортную доступность почти для миллиона граждан, разгрузит Таганско-Краснопресненскую, — объяснил мэр Собянин.
При проектировании и строительстве новых станций Некрасовской линии применили современные технологии и международный опыт метростроения, рассказал генеральный директор «Мосинжпроекта». В частности, участок ветки от «Косино» до «Нижегородской» связал единый двухпутный тоннель, проложенный с помощью тоннелепроходческих щитов с диаметром 10 метров. Это первый успешный опыт применения данной технологии в отечественном метростроении. Преимущества двухпутных тоннелей заключаются не только в экономии средств и времени, необходимых для строительства, но и в повышении безопасности: на эвакуацию из тоннеля в экстренных случаях потребуется значительно меньше времени.
«Полученный на строительстве Некрасовской линии колоссальный опыт возведения двухпутных тоннелей очень пригодился нам на строительстве перегонов Большого кольца, где также применяется подобная технология», — подчеркнул Марс Газизуллин.
Также уникальным сооружением можно назвать станцию «Нижегородская», которая в дальнейшем станет пересадочной с Некрасовской линии на БКЛ.
ТПУ «Рязанская» смело можно назвать одним из крупнейших в стране. Здесь сходятся МЦК, Большая кольцевая и Некрасовская линии метро, Горьковское направление железной дороги, Северо-Восточная хорда, Рязанский проспект. Пассажиры получат возможность удобной пересадки между всеми этими видами транспорта.
В целом же с открытием новых станций розовой ветки уменьшится нагрузка на Лермонтовский и Рязанский проспекты, Носовихинское шоссе и другие магистрали. Метро станет ближе для миллиона человек — не только жителей ЮВАО, но и тех, кто едет из подмосковных Люберец и других близлежащих городов Московской области. Пассажиры смогут экономить на дороге до 20 минут в день.
«Запуск Некрасовской ветки в полном объеме позволит включить районы юго-востока Москвы в общую систему скоростного транспорта столицы и улучшит транспортную доступность для нескольких миллионов москвичей», — сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
Большая кольцевая линия — грандиозный проект, эффект от реализации которого ощутят на себе абсолютно все москвичи. Теперь у тех, кто живет за пределами Кольцевой линии метро (то есть у всех спальных районов и не только), будет выбор: ехать ли с пересадкой через центр, через старую Кольцевую линию или воспользоваться новым Большим кольцом.
Сочетание БКЛ и МЦК нарисует на карте Москвы своего рода восьмерку: если МЦК в большей мере разгрузило север и северо-восток города, то появления Большой кольцевой сильнее ждут на юго-западе.
«С помощью Большой кольцевой линии метро мы рассчитываем кардинально изменить транспортное поведение москвичей. У них отпадет необходимость ехать до действующей кольцевой ветки или станций внутри нее, чтобы сделать пересадку», — сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Открытие новых станций даст импульс развитию прилегающих территорий. При строительстве БКЛ предусмотрена возможность интеграции новых радиальных линий, так что не исключено, что от тех станций, которые пока что запланированы одинокими — например, станция «Зюзино» на юго-западе города, — в будущем протянутся в разные районы новые радиусы метро.
В марте 2020 года запущен участок БКЛ от «Нижегородской» до «Лефортово», примыкающий к Некрасовской линии. Поезда теперь ходят от «Лефортово» до Некрасовки. Затем к Некрасовской линии будет подключен участок БКЛ от «Лефортово» до «Электрозаводской», строительство которой планируется завершить уже в этом году.
БКЛ — это самый масштабный проект в истории московского метростроения: 70 км и 31 станция. Благодаря новому кольцу в городе появится 32 дополнительные пересадки на станции метро, ж/д и МЦД. Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ. Сейчас на Большом кольце работает 11 тоннелепроходческих щитов.
Ожидается, что БКЛ замкнется в 2023 году и охватит 25 районов Москвы, а фактически облегчит жизнь каждого горожанина.
До Новой Москвы — без проблем
Территория ТиНАО развивается постоянно — кажется, мы уже забыли, что десять лет назад эти места считались Подмосковьем. Все чаще молодые семьи, задумывающиеся о собственном жилье, покупают квартиры именно в Новой Москве, так что транспортная доступность территорий вдоль Калужского и Киевского шоссе — это насущная необходимость.
«В Новой Москве живет уже более полумиллиона человек: часть постоянно, часть — на дачах, а часть добирается сюда на работу. Сектор Новой Москвы огромной своей частью оказался без транспорта, без железных дорог и метро. Мы приняли решение построить даже не одну, а две ветки в этом направлении. Сегодня мы продляем Сокольническую ветку метро до Коммунарки. Это в значительной степени решит проблему», — подчеркнул Сергей Собянин.
Речь идет о продлении линии до станции «Новомосковская», вестибюль которой расположат вблизи улицы Потаповская Роща. Это означает, что метро протянется еще на 2,4 км в глубь территории ТинАО. Станцию планируют открыть в 2023 году. Ее появление улучшит транспортное обслуживание жителей Новомосковского округа и района Южное Бутово. Здесь проживают и работают почти 70 тыс. человек. Кроме того, станцией будут пользоваться жители новых кварталов Коммунарки.
Прорабатывается возможность создания на базе станции «Новомосковская» транспортно-пересадочного узла. Также принято решение и о строительстве электродепо «Столбово». Оно предназначено для технического обслуживания и ремонта поездов Сокольнической линии метро.
Другая линия, обслуживающая интересы жителей Новой Москвы, — желтая, Калининско-Солнцевская. Первым запущен участок длиной 3,3 км от «Делового центра» до «Парка Победы». В 2016 году открыли еще три станции: «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». 30 августа 2018 года запущен участок метро до Рассказовки. На новом 15-километровом участке желтой линии метро расположено семь станций: «Мичуринский проспект», «Озерная», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка».
Однако и это не предел. Вскоре метро придет во Внуково. Протяженность участка линии от тупиков за станцией «Рассказовка» до станции «Внуково» составит 4,9 км, на нем расположатся две станции. Линия пройдет вдоль Боровского шоссе с выходом к аэропорту вдоль Центральной улицы. Выбор трассировки линии и месторасположения станций был согласован с местными жителями и администрацией аэропорта.
Одна из двух станций — «Пыхтино» — разместится в районе одноименной деревни и ЖК «Солнцево Парк», а станция «Внуково» — на территории паркингов аэропорта. Метро полностью интегрируют в инфраструктуру аэропорта для максимального комфорта пассажиров.
Развитие Калининско-Солнцевской линии не только улучшит транспортную доступность для жителей ТиНАО, но и позволит людям гораздо быстрее добираться до аэропорта «Внуково», не тратя деньги на такси или аэроэкспресс.
Следующий проект, нацеленный на повышение комфорта для жителей Новой Москвы, — строительство совершенно новой линии метро, ведущей в Коммунарку, а затем в Троицк. Ее запуск сегодня насущная необходимость — в противном случае жители многих районов на юго-западе столицы просто не смогут сесть в метро на станциях «Академическая», «Университет» и «Проспект Вернадского».
Новая линия позволит перераспределить потоки с действующих линий — Калужско-Рижской и Сокольнической. Ее протяженность — более 40 км, на них разместят 16 станций. Планируется, что конечной станцией будет «Троицк».
Бескудниково и Дегунино обретут метро
Еще одно важное решение, принятое руководством города, — продление Люблинско-Дмитровской линии дальше на северо-восток столицы. Еще совсем недавно районы Восточное Дегунино, Бескудниковский и Лианозово считались неудобными и непрестижными из-за плохой транспортной доступности — метро там не было. Скоро все изменится. В ближайшее время на салатовой ветке появится две станции: «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово».
Станция «Улица 800-летия Москвы» расположится на пересечении Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы. По предварительным расчетам, метро в шаговой доступности получат 85 тыс. местных жителей, еще около 95 тыс. пассажиров будут подъезжать к ней на наземном транспорте.
Станция метро «Лианозово» будет располагаться практически у МКАД. Открытие этих станций снизит нагрузку на Дмитровское шоссе. Улучшится транспортная доступность районов САО и СВАО, где проживает порядка 170 тыс. человек. Кроме того, разгрузится станция «Алтуфьево» Серпуховско-Тимирязевской линии, которой сейчас пользуются жители района Лианозово.
Кроме того, после 2021 года запланировано продление Люблинско-Дмитровской линии далее на северо-восток — до поселка Северный. Там построят станцию «Физтех», которая и станет конечной. Она расположится на территории района Северный, вдоль Дмитровского шоссе, рядом со строящимся комплексом Московского физико-технического института (МФТИ). Другие планы по развитию Московского метрополитена связаны с продлением уже существующих линий в районы, откуда раньше до метро приходилось добираться на автобусах, троллейбусах, трамваях. Уже несколько лет отличный пример подают станции «Ховрино» и «Беломорская» Замоскворецкой линии, которые существенно облегчили жизнь обителям Клинской, Флотской, Петрозаводской и других прилегающих улиц на севере Москвы.
Далее в планах Москвы — продление Арбатско-Покровской линии на восток и открытие метро в районе Гольяново (сейчас оттуда добираются до «Щелковской»). Станцию «Гольяново» построят в северо-восточной части одноименного района, рядом с жилой застройкой. Она будет обслуживать 70 тыс. жителей района, из них 30 тыс. получат метро в шаговой доступности от дома. Время поездки в центр города и обратно сократится для них на 40–45 минут. Ожидается, что новая станция разгрузит «Щелковскую» минимум на 25 процентов.
Строительство новой линии метро от делового центра «Москва-Сити» до Рублево-Архангельского могут начать уже в 2021–2022 годах. Она будет востребована жителями не только района Хорошево-Мневники, но и территории Рублево-Архангельское в районе Кунцево на западе столицы. Длина линии составит 19 км, на ней расположится 8 станций.
Уже сегодня при реализации проекта БКЛ закладывается возможность прокладки новой радиальной ветки. При строительстве станции «Улица Народного Ополчения» предусмотрены камеры съездов для сооружения линии метро в Рублево-Архангельское.
То же самое можно сказать о запланированной линии в Бирюлево (более 40 км и 17 станций метро). Планируется, что эта линия соединит центральную часть города, районы Нагатинский Затон, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное, Новую Москву.