Рождественский бульвар, самая «центровая» точка, где можно сдать анализы. По дороге от все еще работающего метро — непривычная картина, какую в обычное время можно увидеть только в 4 часа утра летним воскресеньем: солнышко, а на улицах никого, кроме оранжевожилетных рабочих, ремонтирующих тротуары, и богато одетых местных жителей на пробежке или прогулке с собаками. Да и тех — богато одетых — крайне мало.
Но вот ближе к Сретенке люди внезапно появляются. Стоят на проезжей части, как будто курят, только без сигарет, и поголовно в масках. Ах, это же очередь! Только опять же невиданная: люди стоят в полутора-двух метрах друг от друга. Первый, второй, десятый — очередь кажется огромной, но на самом деле не более полутора десятков человек (суббота, час пополудни). Никаких, соответственно, разговоров — только негромко общаются парочки, стоящие вместе. Ну да, очевидно — если они вместе живут, то зачем дистанция друг с другом на улице?
— Я приехала из Италии в последних числах февраля, после карнавала в Венеции, — рассказывает 43-летняя Ирина. — Вообще-то я уверена, что не заразна, но я ужасно устала от того, что со мной никто не хочет общаться. Даже когда еще не было карантина, лучшая подруга отменила со мной встречу. С маленькой племянницей тоже не разрешают видеться. Поэтому я решила получить справку, что вируса у меня нет. Надоело!
— Мне на работе сказали, что необходимо пройти этот анализ, — рассказывает Максим, сотрудник одной из фирм, работающих с правительством Москвы. — Вообще-то они сдавали его коллективно, но я в тот день не мог. А без теста не допустят до работы — мы обеспечиваем жизнедеятельность столицы, так что нас выходные не касаются.
Илона и Андрей, стоящие в обнимку, хотят «провериться» просто ради спокойствия: у Андрея в Москве не только родители, которым около 60, но и бабушка. Так что «со справкой» тоже надежнее: они собираются все вместе «карантинить», но надо же быть уверенными, что не занесут инфекцию родителям!
Проблемы? Есть, хотя и за стенами лаборатории: тестирование на коронавирус — как потенциальный источник заразы — не одобряют жители окрестных домов. Также не одобряют, как продуктовые супермаркеты на первых этажах — только еще сильнее, потому что — если верить новостям — соседство может оказаться не просто неприятным, а смертельно опасным.
— Вы понимаете, что во время эпидемии социально-опасного заболевания такие анализы нельзя сдавать в жилой зоне? — раздражается Валентина Петровна, живущая чуть ниже по бульвару. — Стоящие здесь люди еще полбеды, хотя раз они пошли за деньги сдавать анализ, значит, у них есть причины себя подозревать. Но ведь у нас уже третий день во всех урнах и даже на тротуарах использованные маски, перчатки! Это выглядит так же отвратительно, как шприцы наркоманов, которые я постоянно видела здесь в девяностые. Но фактически это еще хуже шприцов, потому что это распространение инфекции!
В разных районах Москвы протесты против пунктов приема анализов на коронавирус достаточно активны. Именно поэтому, как рассказал «МК» сотрудник одной из сетевых лабораторий, 4 из 5 пунктов приема «второй волны», которые открываются с 27 марта, — а также все десять пунктов «третьей волны», которые открываются с 30 марта — работают только по записи. То есть с приходом в лабораторию «по времени», а не через живую очередь.
— Коммерческие анализы на коронавирус — сложная дилемма, — рассказал «МК» на условиях анонимности врач одной из московских больниц. — С одной стороны, информированность — это всегда хорошо для врача и для пациента. И действительно, если бы была возможность тестироваться перед тем, как начинать контакты с уязвимыми друзьями или родственниками в карантине, это был бы прекрасный вариант. Но с другой стороны, нужно понимать, что с момента сдачи ПЦР-мазка до момента получения результатов проходит какое-то время, и за это время даже аккуратный человек может что-то подхватить. Кроме того, точность этих анализов также далека от стопроцентной. Поэтому социальное дистанцирование все-таки работает лучше, и двухнедельный карантин все еще более надежный способ убедиться в отсутствии инфекции, чем тест.
И все-таки люди готовы приехать, заплатить немалые деньги (около 2000 рублей) и сдать этот анализ. Кто-то потому, что две недели неопределенности куда мучительнее. А кто-то — потому что обязан. Да, это психологические (вариант — социальные), а не медицинские резоны. Но что в этом плохого? Разве что перед соседями лабораторий действительно неудобно: лучше уж приходить по записи.