Тренажеры — для прокаженных
Например, заняться здоровьем и фигурой на карантине москвичи смогут — по крайней мере, те, кто не боится идти в спортзал. В нескольких сетевых фитнес-клубах, куда «МК» обратился с соответствующим вопросом, нас заверили, что закрывать на карантин тренажерные залы и бассейны пока не собираются.
— У нас пока нет никаких распоряжений. Клубы работают в штатном режиме, — объяснила менеджер по имени Виктория.
Другой фитнес-клуб прислал клиентам объявления по электронной почте: мол, не тревожьтесь, все работает как прежде, более того — введены специальные группы для детей (под присмотром тренера).
«Для дыхания и вентиляции легких рекомендуем посещать занятия по йоге. Мы увеличили количество занятий по данному направлению. Напоминаем, что вирусы погибают при высокой температуре, рекомендуем чаще посещать наш банный комплекс», — сказано в рассылке, которую получили клиенты.
Впрочем, большинство москвичей все равно считают, что в условиях сегодняшнего дня идти в фитнес-клуб, где «за тренажеры не хватался разве что прокаженный», это… ну, свидетельство невеликого ума и пониженной социальной ответственности.
— Муж никогда не был диктатором, тираном и деспотом, а теперь стукнул кулаком по столу: мол, никакого пилатеса и фитнеса, будешь бегать вокруг дома ранним утром! — рассказывает 34-летняя Марина. — Ну, его можно понять: с нами живет его старенькая мама, не хочется подвергать ее угрозе.
Также мужья — и мамы, подруги, начальники, дети — наперебой отговаривают друг друга от посещения салонов красоты и парикмахерских: мол, в условиях карантина вполне можно подровнять ногти самостоятельно, а восковую эпиляцию заменить бритвой.
— Девушка, ну вы же взрослый человек. Вы сами в состоянии решить, идти сейчас в салон или нет, — немного устало говорит пожилая женщина-администратор в одном из популярных сетевых салонов маникюра. Видно, что вопрос о безопасности ей задают уже не в первый раз. — Если боитесь, можете маску надеть, мы всем клиентам выдаем. Видите, и сотрудники у нас в масках…
Действительно, все девушки, делающие маникюр и педикюр, нормы безопасности соблюдают: на руках — резиновые перчатки, на лицах — маски. Впрочем, так было всегда: коронавирус коронавирусом, а обработка кутикулы — штука деликатная, заразиться можно много чем. А вот большинство клиентов в масках — это уже новшество времен эпидемии: правда, не разберешь, кто сам такой сознательный, а кому на входе выдали. Зато сидят клиенты почти в интимной близости друг к другу: стульчики в ряд, и мастера — так же. Какие уж тут полтора метра дистанции! Администратор тем временем продолжает:
— Мы тщательно следим за здоровьем наших сотрудников, никого с простудой не пускаем на работу. И надеемся, что клиенты тоже больными не придут. Столы и дверные ручки мы каждый час обрабатываем дезинфицирующим средством. Игнорировать проблему не можем, — устало продолжает администратор. — Так что надумали — будете записываться?..
Администратор добавила, что сокращать количество клиентов, которых обслуживают одновременно, или увеличивать расстояние между столиками для маникюра не планируется: пока что принятые меры кажутся достаточными.
Приятного аппетита — если помыли руки!
Кроме того, появится повод вернуться к домашней готовке тем, кто привык питаться в недорогом общепите. Кафе и рестораны в Москве пока не закрываются (распоряжения об этом не было), однако там рекомендовано переставить столики так, чтобы расстояние между клиентами было не менее 1 метра. Позволить себе такую перестановку смогут только заведения, располагающими приличными площадями — а не залом в 10 кв.м! — следовательно, модные сегодня фудкорты и камерные кафешки наверняка окажутся «вне закона». При этом сотрудники ресторанов временно превратятся в наших бабушек: будут следить, чтобы клиенты мыли руки перед едой и пользовались антисептиком. Тех, кто чихает или кашляет, в кафе не пустят.
После распоряжения мэра Москвы от 16 марта на крупнейших рынках и фудхоллах Москвы были введены дополнительные меры профилактики: с периодичностью раз в два часа на всей территории проводится дополнительный клининг помещений и поверхностей, а в очистительных системах увеличена частота замены воздушных фильтров. Все концерты и мастер-классы отменены вплоть до 10 апреля.
Временно приостановлены игры команд спортивной версии «Что? Где? Когда?» и Клуба «60 секунд», которые проходят в ресторанах. Суть примерно та же, что и в телевизионном «Что? Где? Когда?», только участие принимают несколько команд по 6 человек; иногда в одном зале собирается до 100 команд. «У нас огромное интеллектуальное движение, десятки тысяч человек играют по всему миру, — говорит один из организаторов турниров. — Теоретически мы могли бы проводить в Москве игры небольшим количеством команд, до 50 человек. Но тогда в неравных условиях окажутся команды из других стран, где запрещено даже выходить из дома без уважительной причины: они, в отличие от москвичей, не смогут играть турниры».
«Мы убрали со столов приборы. Теперь вам будут приносить их сразу с заказом. Сахар, соль и соевый соус теперь в порционных упаковках. Просим отнестись с пониманием, увидев сотрудников в медицинских масках, плюс весь персонал работает только в перчатках», — пишет на своей странице в соцсети популярный рыбный ресторан.
Корреспондент «МК» заглянул в одну из старейших чебуречных на Садовом кольце — в ту, что давно воспета в городском фольклоре. Вечером 16 марта там посетителей чуть меньше, чем обычно. В обычный будний день около 19.00 места за столиком не найти, а сейчас можно даже рассредоточиться через метр.
За столиком у окна (напомним: чебуречная стоячая!) компания пожилых интеллигентных мужчин. Обсуждают международную политику и — нет, никакого коронавируса, как «никаких за обедом советских газет», — литературу: Джойс против Фитцджеральда — кто более велик как писатель? На столике — не только чебуреки, но и стаканчики.
— Мы сами принадлежим к группе риска, молодой человек! — отвечают они на вопрос, не страшно ли им во время эпидемии ходить в общественные места. — Так что за других нам отвечать не приходится, а за себя мы сами ответим. Если заведения закроют — а могут, — будем собираться на кухне, как при советской власти!
— Я не верю в то, что вирус настолько серьезная штука, — говорит 35-летняя Анна (они с подругой пришли съесть по чебуреку после работы, и тоже не всухомятку, а с пивом). — И вообще, в метро опаснее. Вы, если боитесь, можете на два метра отодвинуться, место есть…
— Нам пока никакой информации не доводили: может быть, закроют на карантин, а может быть, и нет, — говорят женщины за стойкой, продающие чебуреки и напитки. — Убираемся мы и так постоянно, так что все, надеемся, будет хорошо.
Чистая правда: уборщица постоянно курсирует по залу и забирает оставленные на столиках пластиковые тарелки с накапавшим на них аппетитным бульоном. А на входе с незапамятных времен стоят раковины и жидкое мыло для мытья рук. И, надо сказать, руки действительно моют практически все. Но — не на входе, а на выходе. На входе моет дай бог каждый десятый.