«Необходимо обеспечить кратность проведения уборок с использованием дезинфицирующих средств, проведение обеззараживания воздуха с использованием ультрафиолетовых бактерицидных облучателей закрытого типа, проведение очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха. На объектах должен быть создан неснижаемый запас дезинфицирующих средств, запас одноразовых масок, исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже одного раза в три часа для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук», — цитируют СМИ предписание Роспотребнадзора.
Однако на практике все выглядит иначе.
На модном рынке на юге Москвы — одном из первых в рядах столичных гастромаркетов — пока что все спокойно. Утром народ меланхолично потягивает кофе по-турецки со сладостями, ест блинчики и яйца бенедикт, кто-то закупается продуктами для дома... о масках и речи не идет.
— Нам пока ничего такого не велели, — ответил на вопрос «МК» Максим, торгующий пирожными. — Если появится команда надеть маски, наденем. Но пока вообще ничего про коронавирус не слышали, что имело бы к нам отношение.
В палатке, или корнере, как принято говорить на фудкортах, — где торгуют китайской едой, корреспонденту «МК» объяснили, что про коронавирус стабильно спрашивают по два-три человека в день. Правда, любопытство не мешает им заказывать китайские блюда.
— Спрашивают по-разному. Молодежь скорее прикалывается, те, кто старше 40 лет или пришел с детьми, иногда и вправду волнуются. Но еду все равно берут: мы же закупаем продукты здесь, — ответили сотрудники.
Кое-кто из рестораторов справедливо полагает, что персонал в масках может спровоцировать панику у клиентов — ну, кому приятно, если обслуживать тебя будет не улыбающаяся девушка, а лицо в маске? Впрочем, безопасность все равно остается во главе угла.
В центре столицы — у станции метро «Кузнецкий Мост» — изобилие заведений самой разной ценовой категории. Начнем с «народного» фастфуда: в полуподвальном помещении ничего не изменилось, все как обычно. Никаких масок на лице операторов — работающих с клиентами — не заметно. О том, что они должны в этих масках работать, — ребята и девушки не знают, администрация до них ничего не «доводила». Зато в санузле — чистота и блеск: судя по листочку с графиком уборки на стене, частота обработки увеличилась. Хлоркой, впрочем, не пахнет — как и какими-либо другими чистящими средствами.
— У нас нет никакого распоряжения работать в масках! — говорит официант в кафе среднего класса на углу с Кузнецким Мостом. — К тому же вы ведь знаете, что маски нужны тому, кто болеет — а у нас больных тут нет!
Разумная позиция, а главное, никакой паники. Но не все посетители в это верят: вот человек средних лет в кепке идет в маске — правда, говорить с официантом и бариста она мешает, так что через пять секунд маска сдвигается к подбородку. Но на лице остается — как «идея защиты». Так и начинает свой бизнес-ланч. Остальные не то чтобы носят маски правильно — они их просто не носят. Никак.
— Наш персонал, безусловно, здоров и опасности не представляет, — отвечает администратор дорогой гостиницы на Неглинной. — Поэтому в масках нет необходимости. Но у нас всегда дежурят медики, и если кому-то из гостей будет плохо, мы примем соответствующие меры.
Идея, таким образом, примерно понятна для всех слоев сервиса: чтобы не ассоциироваться с болезнью, которой сейчас боятся все, никаких масок на лицах до последнего. Но все, что можно сделать «под корнями травы» — санобработка, уборка, готовность медиков, — делается. Требование же к сотрудникам обязательно работать в масках — не что иное, как глупость, пояснил «МК» Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России.
Другой шаг для профилактики коронавируса — отлов безнадзорных животных, также инициированный Роспотребнадзором. Сообщается, что бездомные собаки могут быть переносчиками болезни (которой, напомним, в Москве нет!), поэтому контроль за ними необходимо усилить. По мнению вице-президента Московского общества защиты животных Кирилла Горячева, такая мера кажется как минимум странной — если не контрпродуктивной.
— Главное правило поведения во время любой эпидемии — не допустить распространения вируса, а распространяет его миграция. Соответственно, если собаки будут перемещаться по городу, то риск, что они кого-то заразят, возрастает. Это касается не только коронавируса, но и любого заболевания, поэтому смысла не вижу, — объясняет Горячев.
В свою очередь депутат Мосгордумы Александр Козлов отметил, что к нему уже начали поступать обращения от зоозащитников и волонтеров.
«Все прекрасно понимают, что дератизация — необходимая процедура, поскольку крысы являются переносчиками многих инфекций. Переживания связаны с другими бездомными животными, большей частью — с собаками и кошками. У волонтеров возникает много вопросов: куда будут отвозить и помещать отловленных животных, ведь имеющиеся приюты не смогут их принять, какие ветеринарные процедуры с ними будут производить, что будет после того, как угроза исчезнет, вернут ли их в прежнее место обитания? Есть опасения, что на этом фоне сейчас могут активизироваться ярые неадекватные борцы с животными, различные хантеры, которые будут пользоваться коронавирусом как прикрытием и уничтожать собак», — пишет Козлов на своей странице в соцсети. Депутат пообещал организовать встречу с зоозащитным сообществом на площадке МГД для разъяснения и понимания ситуации.