Музейщики прояснили будущее усадьбы "Влахернское - Кузьминки"

Парк-музей ЮВАО переформатируется

В усадьбе «Влахернское — Кузьминки» с Нового года не работает последняя остававшаяся там музейная экспозиция «Знакомьтесь: Голицыны!». Блогеры и краеведы бьют тревогу: Музей усадебной культуры в Кузьминках, ранее независимый, расформировали, сотрудников уволили. В фото- и видеорепортажах можно увидеть разрушающиеся старинные строения. «МК» выяснил, как «дошло до жизни такой» почтенное столичное учреждение — Музей-заповедник «Кузьминки–Люблино».

Парк-музей ЮВАО переформатируется
Конный двор — визитная карточка Кузьминок — тоже нуждается в немедленной реставрации.

До исторической усадьбы от любой из станций метро — «Кузьминок» или «Волжской» — пешком не меньше километра. Вокруг — парк, который потихоньку осовременивается в том стиле, который был опробован почти 10 лет назад в парке Горького и практически всем понравился. Уже есть современные павильоны-кафе, заново отделана «штаб-квартира» — административный городок. А вот с историческими строениями все, к сожалению, действительно плохо. Сейчас из исторических строений шедевра московского ампира — усадьбы Голицыных (XVIII — XIX вв., архитектор Доменико Жилярди и другие) ни одно не доступно для обзора изнутри. Последним был так называемый Служительский флигель, где до декабря 2019 года размещалась экспозиция «Знакомьтесь: Голицыны!».

Смена эпох

Судя по всему, эта экспозиция была своего рода «памятником» другой эпохи в жизни усадьбы — и речь не только о Голицыных, но и об истории создания музея в усадьбе Кузьминки. В 1998–1999 годах с благословения Юрия Лужкова музей был сформирован как подразделение Музея Москвы; экспозиция «Знакомьтесь: Голицыны!» появилась в 2004 году. Усадьба «Влахернское — Кузьминки» и ее парки была долгое время своеобразным «медвежьим углом», где под покровительством многолетнего префекта округа Владимира Зотова мирно уживались энтузиасты-краеведы, коммерсанты с палатками общепита, казачьи общества, реставраторы и коллекционеры автомобилей… Не забудем Ветеринарную академию, базу ГУП «Радон», ДОСААФ и множество пользователей поменьше.

Все изменилось в 2018 году, когда власти Москвы решили распространить на этот «медвежий угол» обычный московский порядок — то есть сконцентрировать собственность на землю и здания в одних руках, удалить весь самострой (и приравненных к нему пользователей, ранее договаривавшихся с префектурой без документов). Даже сейчас лесопарковая часть Кузьминок принадлежит не музею-заповеднику, а Мосприроде — поэтому здесь другие дорожки, фонари и порядки. Но хотя бы большинство усадебных строений теперь в одних руках — ГМЗ «Кузьминки–Люблино». Они, стало быть, теперь и отвечают за все происходящее.

По словам и.о. директора Государственного музея-заповедника «Кузьминки» Светланы Юрмановой, усадьба «Влахернское — Кузьминки» сейчас только в самом начале большого пути реставрации. Весь прошлый год администрация только осваивалась в усадьбе, а на 2020 год, если все пойдет по плану, намечена разработка проектов реставрации некоторых корпусов. Все вышесказанное относится, понятно, и к Служительскому флигелю, где размещалась «голицынская» экспозиция. А, например, главный усадебный дом принадлежит по-прежнему некоему федеральному ведомству.

— В 2020 году в усадьбе запланированы проектно-изыскательские работы, — отметила Юрманова. — Средства на проведение проектно-изыскательских работ из бюджета на 2020 год согласованы. Сроки окончания реставрационных работ станут ясны после окончательного утверждения концепции развития усадьбы, проведения проектно-изыскательских работ и историко-культурных экспертиз (начало работ запланировано на 2020 год).

Концепция развития включает в себя не только тотальную реставрацию усадьбы, но и создание «дополнительных залов для проведения экспозиционно-выставочной деятельности и экскурсий», приспособление исторических зданий к приему посетителей, навигацию, стиль архитектуры парка и «сферу услуг», добавила Светлана Юрманова. Что касается самой живописной (и самой запущенной) постройки — Померанцевой оранжереи, — то с ней дело обстоит еще сложнее: у здания имеется долгосрочный арендатор, который своих обязанностей давно не исполняет, но прежде чем приступить к проекту реставрации, эту аренду нужно по суду расторгнуть.

— Коммуникации в Служительском флигеле предыдущими владельцами не ремонтировались где-то с 2004 года, да и до этого ремонтировались лишь текущим, а не капитальным ремонтом. Вследствие этого в декабре 2019 года там произошла авария на чердаке, — рассказывает Юрманова. — Затопило две комнаты, где была расположена экспозиция «Знакомьтесь: Голицыны!» и проводились экскурсии. Коллекции, выставленные в этом корпусе, принадлежат Музею Москвы, от которого в 2018–2019 году нам и перешли в управление здания. Мы понимали, что после аварии музейные предметы, которые нам не принадлежат, могли бы пострадать — поэтому сообщили об этом их владельцам, которые и начали эвакуацию.

Кадровый вопрос

Остается щекотливый вопрос о кадрах. Напомним, экспозиция «Знакомьтесь: Голицыны!» с конца декабря закрыта, а сотрудников, работавших в Музее усадебной культуры (и в большинстве своем «унаследованных» ГМЗ от Музея Москвы), рассчитали «по соглашению сторон». Как полагает бывший научный сотрудник музея Георгий Белинский, это можно назвать целенаправленной политикой музея-заповедника: его администрации не нужен усадебный музей, дирекция предпочитает торговлю и развлечения.

— Музей усадебной культуры фактически не расформировали, — замечает Светлана Юрманова. — Просто ввиду того, что в Служительском флигеле уже не было возможности проводить временные экспозиции, сотрудники, которые там работали, — это смотрители, уборщица и другие люди без музейного образования, — оказались без дела. Ведь смотреть за экспозицией нет возможности, убирать нечего, билеты продавать также некому. Поэтому было принято решение об оптимизации фактического числа работников. И сотрудники сами изъявили желание по соглашению сторон уйти с выплатой компенсации.

Научные сотрудники, по словам Юрмановой, свои рабочие места сохранили. Другое дело, что поскольку экспозиции, где можно было бы проводить экскурсии, нет, научные сотрудники водят их на открытом воздухе, показывая строения усадьбы снаружи.

В сухом остатке получается, что в сложившейся ситуации, кажется, никто не виноват. Ни нынешняя администрация «Кузьминок–Люблино»: наведение порядка с соблюдением всех (довольно-таки удушающих, но это отдельная тема) законов — дело хлопотное и долгое, и процесс так или иначе запущен. Ни предыдущая музейная команда: находясь на периферии города (и общественного внимания), «Влахернское — Кузьминки» вечно страдало от недофинансирования, и потому работа шла не по-столичному, «на живую нитку».

Хорош ли был прежний «медвежий угол»? В чем-то — очень даже неплох. Но в современных условиях он был изначально обречен. Будет ли в Кузьминках хорошо? Наверное — если у Москвы есть впереди еще несколько спокойных лет и здания, та же оранжерея, их выдержат, не обрушившись. Могло ли быть лучше? Конечно — если бы в Кузьминках был организован такой же мощный музей-заповедник, как в Останкине или Кускове. Но его не было. Почему? Как говорится в старом анекдоте: не судьба.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28200 от 20 февраля 2020

Заголовок в газете: Кузьминки: принуждение к ампиру

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру