Сейчас требования, касающиеся площадок для подъезда пожарной техники во дворах, регулируются на местном уровне нормами благоустройства. В Москве пока что парковка ограничивается в нескольких случаях — если машины препятствуют вывозу мусора или если машины стоят среди зеленых насаждений. Все, других ограничений нет.
— Анализ региональных законов показал, что норм, устанавливающих ответственность за установку и стоянку транспортных средств в местах, предназначенных для специальной и пожарной спецтехники, в них не содержится. Запрет на стоянку транспортных средств, создающих помехи проезду спецтранспорта, может содержаться только в правилах благоустройства на местном уровне, — отметил депутат МГД Кирилл Щитов. — Федеральное законодательство, в свою очередь, не содержит конкретных требований и параметров к устройству и обозначению площадок для пожарной и специальной техники на придомовых территориях многоквартирных домов. Кроме того, существует лишь запрет на использование площадок для пожарной техники транспортными средствами, не учтено, что они могут быть заняты и другими объектами (мусором, вывозимой мебелью и пр.), что также создает угрозу общественной безопасности.
По словам спикера Мосгордумы Алексея Шапошникова, о том, что пожарный проезд был перекрыт, часто становится известно лишь от самих пожарных в момент их приезда на место чрезвычайного происшествия, когда счет идет на минуты. Как следствие — неправильно организованная парковка может увеличить количество жертв при пожаре.
— В нашем доме много автомобилистов, по две машины на семью. У нас уже были возгорания, и к нам не могли проехать ни пожарная машина, ни «скорая помощь», потому что все пространство около дома заставлено. Я считаю, что нарушителей пора штрафовать, — делится Анна Селезнева из Южного Бутова.
Однако некорректная парковка соседей — не единственное, что мешает проезду спецтехники. Практически в каждом районе Москвы есть история о том, как соседи бьются друг с другом из-за шлагбаумов, установленных так, что приблизиться к подъездам невозможно.
— Я открываю шлагбаум звонком на специальный номер телефона, так у нас устроено, — рассказывает Руслан, живущий на Азовской улице на юго-западе Москвы. — Если начнется пожар, не дай бог, вряд ли у меня будет время открывать шлагбаум. Однако вариантов нет: шлагбаум стоит на въезде во двор, до окон оттуда еще несколько метров.
В законе уточняется, что совет депутатов может не согласовать установку шлагбаума, если в проекте его размещения не соблюдены требования по обеспечению круглосуточного беспрепятственного проезда пожарной техники, машин «скорой помощи», полиции, МЧС, газовиков и коммунальщиков. Если это правило не соблюдено — значит, мундепы схалтурили. Специалисты ранее уже предлагали нестандартное решение — обеспечить экстренные службы универсальными электронными ключами, которые откроют любой автоматический шлагбаум. Между тем расстояние от шлагбаума до стены дома — не единственная проблема Москвы.
— Мы все находимся в зоне риска: я не знаю техники, которая способна тушить пожар выше 17-го этажа, а между тем высотных домов появляется все больше и больше, — отметила депутат МГД Елена Николаева. — Открыт вопрос и эвакуации людей, и пожаротушения, и решить его необходимо в самое ближайшее время.