Если вникнуть, выясняется, что все перечисленные персонажи действительно имеют к Крылатскому какое-то — пусть даже очень туманное! — отношение. Михаил Задорнов как минимум несколько лет прожил в «номенклатурном» доме №4, к. 2 на Осенней улице (в том самом, который известен как «дом Ельцина и Лужкова»).
Сергей Есенин несколько раз бывал здесь, когда вел пропагандистскую работу под руководством социал-демократов из Суриковского литературно-музыкального кружка и приезжал в Крылатское в коммуну. Однако всего лишь бывал, а не жил. Ну а Владимир Маяковский, если верить слухам, якобы переплывал Москву-реку там, где сейчас построен Живописный мост, — несколько лет он прожил на даче в соседнем Кунцеве.
Что же касается грозного царя, то существует легенда, будто Иоанн Васильевич несколько раз останавливался в Крылатском (тогда селе) по дороге на запад. Якобы именно там в 1563 году его после успешного взятия Полоцка встречал царевич Федор — и там же они пировали в честь триумфа.
Мало ли, кто где пировал и кто где плавал... скульптуры-то зачем?
Как объяснила в разговоре с корреспондентом «МК» муниципальный депутат Крылатского Лариса Горковская, речь идет о проекте благоустройства участка на Осеннем бульваре, а не о целенаправленной установке памятника царю или покойному сатирику. Поэтому — никаких согласований в комиссии по монументальному искусству Мосгордумы или в других профильных ведомствах.
— В июне 2019 года нам предложили проголосовать за рассмотрение к благоустройству двух адресов в Крылатском. Мы голосовали «против», поскольку конкретных проектов нам не показали. Спустя некоторое время проект оказался сразу на публичных слушаниях — он предусматривает четыре скульптуры, сложную систему фонтанов и высадку кедров, самшитов и прочих деревьев. Мне проект не понравился. Дело в том, что речь идет о маленькой узкой полосе, которая зажата между жилыми домами и торговым комплексом. Это не площадь, не центр района — просто дорога, по которой все ходят к метро. Лучше бы сделать дорогу более удобной — например, для женщин с колясками. Там нужно функциональное наполнение, а не вычурное, — объясняет Горковская.
По ее словам, в существующем проекте об удобстве говорить не приходится — вместо понятных дорожек там круги, которые только удлиняют путь человека, а вот художественных наворотов слишком много.
— Гораздо больше вопросов у меня вызывают не скульптуры, а фонтаны, — продолжает Горковская. – Их ведь нужно будет чистить, чтобы не зацвели, содержать, эксплуатировать... Все это будет очень дорого. И зачем это нужно?
Уже известно, что проект фонтанов подготовил Дмитрий Удалов — тот же, кто спроектировал «сухие» фонтаны в Лубочном переулке и на Болотной набережной в Москве. А вот предполагаемого автора скульптурных изображений царя, сатирика и поэтов найти пока не удалось.
Кроме того, по проекту в сквере планируется установить герб района Крылатское в оригинальном оформлении, а рядом — интерактивный экран, вмонтированный в монумент в виде книги. Возникает лишь один простой вопрос: как все это уместится на довольно-таки узком пятачке?
В свою очередь, муниципальный депутат Максим Петрунин отметил, что в настоящее время он с коллегами собирает замечания от трех архитекторов, дизайнера-проектировщика, ландшафтного дизайнера и ученого-дендролога — все вместе должны сформулировать, что необходимо изменить в проекте. Жители сходятся во мнении: четыре скульптуры на узком безымянном проезде между домами — это перебор! Да и дорого: по предварительным данным, общая стоимость проекта составит около 55 млн рублей.
«Что касается скульптур, то такая концентрация их в одном месте — это будет безумие. Лучше сделать инфостенд, а сквер, как я уже предлагал, интегрировать в транзитную пешеходную зону: убрать узкий тротуар возле проезда, превратив его в аллею посреди сквера. Сделать косые дорожки к лестнице, ведущей к 16-м домам, а также сделать косую аллею к спуску возле автомата с молоком», — предлагает историк советской архитектуры, москвовед Денис Ромодин.