Если рассматривать не сами госзакупки, а реакцию на них в новостях, то выглядит действительно странно. Сначала читаем: «Город заключил контракт на уборку снега» на 2 млрд 36 млн рублей (торги прошли в ноябре 2019 года), а затем, уже в январе 2020 года, — еще одни торги. Не иначе слишком много снега выпало — пришлось «дозаказывать»…
Достаточно одного взгляда за окно, чтобы от таких сообщений схватиться за вилы. Изучение подробностей, однако, дает несколько другую картину.
Аукцион №0173200001419001566, стоимость которого составила 2 036 847 853,76 рубля, заключался на «оказание услуг по транспортировке снега с объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы для нужд ГБУ «Автомобильные дороги». А закупка №0373200014220000014, которая размещена на портале сейчас, выделяет 47 500 900 рублей за «оказание услуг по погрузке и вывозу снега», причем заказчиком выступает Дирекция заказчика ЖКХ и благоустройства Западного административного округа.
— Префектура не занимается очисткой снега на крупных городских дорогах, они находятся в ведении «Автомобильных дорог», — пояснил «МК» один из сотрудников администрации ЗАО. — И наоборот: уборка снега на небольших улицах и тротуарах — там, где уже не работают управляющие компании домов и еще не работают «Автомобильные дороги», — это наша область работы. Два этих тендера — просто про разные вещи, к тому же на разные периоды: окружной — до конца 2020 года, городской автодоровский — до конца 2021-го.
Сотрудник ГБУ «Автомобильные дороги» подтвердил «МК», что в зону ответственности компании входит уборка снега на городских магистралях, улицах и площадях, тогда как тротуары, дворы, местные проезды и малые улицы — компетенция префектур. В силу разности масштабов различается и техника, применяемая при работах: у «Автомобильных дорог» это полноразмерные снегоуборочные машины, самосвалы и крупные трактора, для префектур эту работу выполняет более компактная техника.
Таким образом, второй из упомянутых тендеров не повторяет первый, а дополняет его. Остается, однако, второй вопрос: сколько выделенных средств экономятся в малоснежные зимы и куда эта экономия идет? И здесь организаторы городской снегоборьбы заявляют, что экономия не так велика, как кажется, — конкретных цифр, впрочем, не называя.
— Сейчас в Москве в основном ведутся регламентные работы в штатном режиме, — рассуждает глава «Автомобильных дорог» Александр Орешкин. — Моются знаки дорожного движения, барьерные ограждения, промываются тоннели, чистятся пешеходные улицы и автомобильные магистрали. Вся спецтехника работает с зимним оснащением, к работе в том числе подключены плужно-щеточные машины и вакуумные пылесосы. В периоды, когда в городе выпадало от 4 до 6 сантиметров снега, его собирали, исправно вывозили на снегосплавные пункты, у которых сейчас небольшая загрузка.
По словам Орешкина, даже в теплую погоду немного снега на дорожном покрытии все-таки есть — поэтому его приходится оперативно убирать, в том числе крупными снегоочистителями типа «золотая ручка», которые применяются обычно при обильных снегопадах. Нет особенной экономии и на противогололедных реагентах — при околонулевых температурах, которые типичны для Москвы в нынешнюю зиму, обрабатывать все равно приходится практически всегда.