По словам депутата Мосгордумы Людмилы Стебенковой, нужны были средства — тех 540 млн, которые выделяются на подобные мероприятия, было недостаточно. Потребовалось добавить еще 165 млн, и дело наконец сдвинулось с мертвой точки.
— Там, где мы видели повышенный радиационный фон, мы опускались вглубь земли — до метра, и каждые 20 см проверяли заново. Однако на глубине 1 метра радиация уменьшается, следовательно, речь идет о поверхностном загрязнении. И сказать, радиоактивные это отходы или нет, можно будет только после лабораторных исследований. Общая площадь аномалий — 1000 кв.м, с превышением мощности дозы гамма-излучений — 458 кв.м. Что касается объемов, то это 450 кубов радиационно-загрязненной земли, которая не относится к отходам, — для нее свой алгоритм переработки. Если речь идет об отходах, то около 66 кубов — это отходы, с которыми мы должны работать вместе с Санэпидемнадзором: мы заберем их на специальную площадку. Еще 0,78 куба радиоактивных отходов. В целом могу сказать, что 94 процента участка соответствует нормам и правилам, а вот 6 процентов надо проработать. Сейчас проводится радиационный контроль изъятия и транспортирования грунта. Для того чтобы нам начать работу на этом участке, надо создать инфраструктуру — организацию площадки для проведения работ. Потом — изъятие, транспортирование отходов на промплощадку нашего предприятия. Реабилитация будет проведена под общественным контролем. Уже подготовлено техзадание на очистку территорий от загрязненного грунта, — подробно рассказал в Мосгордуме генеральный директор ФГУП «Радон» Алексей Лужецкий.
В свою очередь экс-депутат Госдумы и экологический активист Максим Шингаркин отметил, что о радиационной аномалии на юго-востоке давно известно.
— Почему она беспокоит москвичей именно сейчас? Потому что мы задумались: насколько вероятно, что радиация разнесется дальше? Коль скоро вкладываются колоссальные деньги в строительство, ликвидация целесообразна. Это не ядерное оружие, там только природные материалы, но высокая концентрация. Уровень — не самый сложный. Однако все наши работы должны исключить внештатную ситуацию, если вдруг будет обнаружено что-то большее, — резюмировал Шингаркин.
Радиация, впрочем, волнует местных жителей не просто так — они тревожатся за свое здоровье. Между тем врач-онколог Елена Самышина заверила всех собравшихся, что роста заболеваемости раком пока не зафиксировано, и в перспективе Юго-Восточная хорда никак не должна провоцировать онкологию.
Гендиректор «Радона» пообещал, что вывоз грунта начнется в конце 2020 года. В свою очередь, замначальника управления промышленной переработки отходов производства и потребления Департамента ЖКХ Москвы Ирина Кононова отметила, что в настоящий момент договор с «Радоном» готовится к подписанию — работы начнутся, как только будут улажены все формальности.
Уже объявили тендер на сбор и вывоз радиоактивных отходов с территории будущей хорды. Начальная цена контракта — 80 млн рублей. Торги пройдут 11 февраля.
Людмила Стебенкова в очередной раз подчеркнула, что проблема будет решаться при тщательном общественном контроле.