Первые поезда с автоматической системой управления начнут тестировать в 2020 году на наименее загруженных линиях и поначалу без пассажиров, заявил Ликсутов в январе этого года. Машинисты в кабинах пока что сохраняются, о полностью беспилотных составах на данный момент речи нет. Поезда последнего поколения, известные как «Москва», уже в значительной мере приспособлены к будущей работе в автоматическом режиме, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Интересно, что чуть более года назад, осенью 2018 года, московские транспортники планировали начать беспилотное движение не на малозагруженной, а на самой напряженной линии — Кольцевой, которая перевозит около 650 тысяч пассажиров ежедневно. «Эта линия является основой Московского метрополитена, — говорил тогда глава Дептранса. — Наш план — в течение пяти лет рассмотреть возможность внедрения на ней беспилотных вагонов».
Однако уже в середине лета 2019 года ситуация изменилась: возможно, специалисты просчитали технические возможности и вынесли не вполне оптимистичный вердикт. И глава Дептранса был вынужден констатировать, что в беспилотном режиме невозможно выдерживать характерный для московского метро жесткий ритм работы с интервалами порядка 1,5 минуты в часы пик.
— Лучшие решения стабильно работающей беспилотной технологии сейчас могут обеспечить интервал движения поездов в три минуты — 180 секунд, — рассказал Ликсутов. — В Московском метрополитене интервал движения поездов, к которому мы привыкли, — 90 секунд. Это означает, что переход работы в беспилотную технологию сегодня существенно ухудшит качество работы метрополитена. Для нас это неприемлемо.
Опрошенные «МК» машинисты Московского метрополитена рассказали, что о конкретных шагах по внедрению автоматического управления поездами им пока что ничего не известно. Действительно, в вагонах нового поколения имеются некоторые элементы автоматики вождения, но они не интегрированы в общую автоматику большинства линий, а потому — попросту выключены. Управление на всех московских линиях идет в ручном режиме (с устройствами автоматики движения на линии), и о грядущей активации хотя бы каких-то новых автоматических режимов личному составу депо пока не сообщали.
— О беспилотных поездах впервые заговорили в середине 90-х годов, когда был выпущен концептуальный на тот момент поезд «Яуза», — вспоминает машинист метро с 26-летним стажем. С приходом на линии каждого нового поколения вагонов — «Русич», «Ока», «Москва» — про это говорят. Но в реальности к этому ничего не готово. И причина, мне кажется, в том, что метро в Москве работает почти идеально на ручном управлении. И по объемам перевозок, и по интервалам, и по расписанию мы в числе мировых лидеров — зачем это ломать?
Это, так сказать, философская причина — но есть и вполне технологические. Так, пока еще не решена проблема пассажиров, норовящих придержать двери. По словам машинистов, есть вопросы и с автоматической остановкой — не всегда корректно работает даже имеющаяся система ПРОСТ («Прицельная остановка»). При московской напряженности метрополитена мелкие задержки вследствие «сырой» системы к катастрофам вряд ли приведут, но сильно «затянут» график.
— Я помню, как вводилась автоматика службы движения АРС-АЛС на Серпуховско-Тимирязевской линии, — рассказывает собеседник «МК». — Перестройка всей работы на действующей линии оказалась настоящим адом. Неоднократно были сбои в работе, происшествия и аварии — вплоть до лобового столкновения составов, по счастью, на малой скорости. Далеко не все происшествия попадали тогда в СМИ, но соответствующие телеграммы и приказы озвучивались практически ежедневно. И в такой атмосфере мы работали не менее года, пока с автоматикой не научились правильно работать.
Беспилотное движение гораздо удобнее запускать «с чистого листа», на совершенно новой системе. Именно поэтому, похоже, первым действительно автоматическим метро в России станет подземка Красноярска — если ее все-таки построят: расконсервация строительства запланирована на 2020 год, а запуск на 2024-й.