Маленькие дети нередко задают вопрос: а куда летом деваются те дяди с лопатами, которые убирают снег? Зимой 2019–2020 года об этом задумались даже взрослые — кажется, дяди остались без работы... На самом деле, это не так. Эти «дяди» — сотрудники ГБУ «Жилищник» или других управляющих компаний, и работу им находят.
— В прошлом году, когда были самые снежные дни, мой сын неплохо заработал, — рассказала 38-летняя Юлия, живущая на улице Корнейчука. — Он предприимчивый парень: заранее договаривался с соседями, кому надо было утром откапывать машины, и в 6 утра выходил «на дело». Брал по 300 рублей, нормальная цена. В этом году хандрит: мол, такой бизнес накрылся!
Хуже идут дела и у тех, кто в прошлые годы приспособился торговать в парках и около них горячим кофе: фургончики-кофейни в этом сезоне в Москве редкость.
— Мы попробовали выезжать в декабре, — рассказал «МК» Андрей, владелец такого фургончика. — Но смысла нет: плата за место «под солнцем» оказывается больше, чем дневная выручка. Раньше-то у нас брали кофе не для вкуса, а для тепла. И чай тоже неплохо продавался. Сейчас не холодно, а денег у людей стало меньше, отсюда и убытки.
А вот катки — те, что с искусственным льдом и потому работают, — прибыль по-прежнему приносят. Это традиционное московское развлечение во многих парках бесплатно, потому на катках днем и вечером шумно. Но зато прокат самих коньков стоит 300 рублей, столько же придется заплатить и за «пингвина» — поддерживающую фигуру, с которой учатся кататься дети.
Хит предыдущих нескольких сезонов — подогреваемые скамейки в парке: можно посидеть и немного погреться. Программу по оснащению парков Москвы такими лавочками продолжали и осенью 2019 года — так, в конце октября эти устройства появились на Главной аллее ВДНХ. Однако в этом году, как сообщили «МК» сотрудники парков, включать систему подогрева приходится довольно редко — только при минусовых температурах. А они (говоря о дневных показателях) бывают в Москве не то что не каждый день — даже не каждую неделю.
— Хорошо, что в этих лавочках есть автоматика, — рассказали рабочие ВДНХ. — Она сама распознает, сидит ли на скамейке человек и какая на улице температура. При нуле скамейка нагревается до +5 градусов, а при плюсовых температурах вообще не работает. Так что самим ничего включать-выключать не надо.
Другое парковое ноу-хау для холода — «рукогрейки». Это специальные колонны со встроенным феном, внутрь которых можно засунуть руки. В этом году многим вполне комфортно ходить даже без перчаток, поэтому устройства пользуются успехом только у детей: засунуть руку в «черную дыру» всегда прикольно. Но есть у «рукогреек» еще одна функция, делающая их незаменимыми.
— В прошлом году рукогрейки стояли у кинотеатра «Ленинград», — вспоминает Раиса, жительница района Сокол. — Сейчас, к сожалению, никакой развлекательной зоны здесь нет, и этих устройств тоже. А я уже привыкла, что на «рукогрейке» можно еще и зарядить телефон! Это самое полезное, что может быть на прогулке! В следующую зиму хорошо бы все это вернуть!
— Грелки для рук — новинка прошлого года, они были установлены в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» и не имеют прямого отношения к паркам, — напомнили «МК» в Мосгорпарке. — Впрочем, вопрос о том, чтобы устанавливать больше зарядных устройств для мобильной техники, может быть рассмотрен.
Еще одно место для всеобщего обогрева в холода — вестибюли метро: между дверями, где работают мощные тепловые пушки, каждую зиму скапливаются бездомные и просто прохожие, которым нужно отогреться. Это обычно становится проблемой для сотрудников подземки — «не по уставу», да и душновато становится. В эту зиму такое явление почти не наблюдается: на улице температура вполне терпимая. А тепловые пушки на полную мощность в этом году пока не включали, рассказали «МК» сотрудники вестибюля станции «Баррикадная». Существует четкий регламент работы отопительных и вентиляционных устройств метро, где мощность работающих тепловых пушек зависит от температуры «за бортом».
Впрочем, греться с помощью уличных приспособлений — это вариант для совсем уж лютых морозов, когда пройти 10–15 минут и не окоченеть становится почти подвигом. Гораздо чаще люди стараются согреться по старинке — одеждой.
— Нет, у нас продажи не падают, — заверили корреспондентов «МК» в одном из магазинов, торгующих термобельем. — Во-первых, многие ездят в зимние отпуска кататься на лыжах и «ватрушках», им все равно нужно. Во-вторых, детей одевают потеплее — еще в октябре покупают кальсоны для мальчиков под брюки! В-третьих, для ношения термобелья лютые морозы не обязательны, достаточно лишь много времени проводить на воздухе. Попробуйте погулять 3–4 часа даже при нуле градусов, поймете, для чего термобелье нужно!
По словам продавца, в числе поклонников термобелья — молодежь, привыкшая подолгу гулять в парках, курьеры и те, кто работает зазывалами-рекламщиками.
Зато с шубами в корне иная ситуация. Виновата ли в этом теплая зима или набирающий популярность тренд на защиту окружающей среды — не разберешься, однако приходить в магазин за норкой, каракулем или хотя бы скромной овчинкой москвички в этом году стали гораздо реже.
— Раньше пик продаж у нас был в предновогодние дни, — рассказала Светлана, работающая продавцом-консультантом в сетевом меховом салоне. — Мужчины выбирали подарки на Новый год, а женщины спешили потратить 13-ю зарплату. В этом году такого не было — все чаще девушки приходят за пуховиками, многие предпочитают пальто с теплой жилеткой-подстежкой. Старые шубы донашивают, конечно, а за новыми не спешат... Я понимаю: зачем нужна шуба, если на улице вечный ноль? Мы постепенно приближаемся к Европе, где шубы никто уже не носит.