Узнать «ежика» сейчас просто: это единственные оставшиеся в строю вагоны, выкрашенные обычной краской в два цвета. Бывают сине-зеленые (и тогда, вероятнее всего, это мытищинские Еж3), а бывают сине-голубые (это питерские Ем508). Все они прошли капитально-восстановительные ремонты, во время которых вагоны (их выпускали в 1973–1979 годах) лишили круглых ретро-плафонов, пружинных диванов, а из промежуточных вагонов убрали кабины машиниста.
Сейчас поездов на линии осталось всего 14, и поймать их уже не так просто: на фиолетовой линии чаще приходят новенькие составы «Москва». Но пока что «ежики» не редкость. Правда, селфи с ними москвичи пока не делают (пора уже начинать, кстати): популярнее катающийся по Сокольнической линии ретро-поезд, имитирующий самые первые вагоны подземки 1935 года.
— С одной стороны, вагоны действительно старые, — рассказал «МК» один из машинистов, много лет работавший на подвижном составе этого типа. — С точки зрения удобства управления новые поезда выше на три головы. А с другой стороны, на «ежах» много вещей, которые были на старых моделях и отсутствуют на нынешних. Их будет, безусловно, жалко.
Во-первых, старые метровагоны оборудованы так называемыми гильотинными дверями — они движутся в плоскости стены вагона под действием пневматики. Как знают большинство пассажиров, такие двери можно придержать ногой или плечом, чтобы дать опаздывающему возможность войти в вагон или освободить застрявшую в дверях руку или сумку. На новых составах «Москва» двери совсем другие — так называемые планетарные. Они не сдвигаются, а захлопываются, причем с такой силой, что раздвинуть их вручную невозможно. Это сделано ради внедрения в вагонах кондиционеров, но получился неприятный побочный эффект.
— Если ваша сумка застряла в дверях, скажем, на «Полежаевской» при движении в центр, где платформа справа, то освободить ее удастся только на «Выхино», — рассказал машинист. — Потому что руками двери вы не откроете, а машинист не имеет ни права, ни возможности открыть «нерабочие» в данный момент двери. Аналогично и в другом направлении: от «Китай-города» до самого оборотного тупика на «Планерной» открыть правые двери не получится.
Еще одна важная особенность старых поездов (вплоть до составов «Ока» первых серий) — разделение на вагоны. Она актуальна во время, в частности, футбольных матчей: подвыпившие фанаты в новых составах получают возможность бегать и дебоширить не в рамках отдельно взятого вагона, а по всему составу. А в старых поездах — только в пределах длины одного вагона. Именно поэтому пожилые поезда стараются выпускать на линию в «вандальные» часы, то есть за полночь и «под футбол», рассказал машинист.
Наконец, «ежики» пользуются хорошей репутацией за свою стабильную работу. И не из-за устаревшей конструкции, а «благодаря» ей: она известна в депо до мелочей, а все недостатки давно устранены.
— Я любила эти составы раньше, когда в них еще были восхитительные кожаные диваны, — вспоминает 36-летняя москвичка Ангелина Максимова. — Во-первых, садишься на это кресло, и как в детстве — можно прыгать, пружинить. А во-вторых, там были такие сиденья-«эгоисты», где у тебя не было соседей. Сейчас на последних сериях такие кое-где тоже появились. Плюс там со старыми светильниками было темновато, романтично. Никто ни на кого не глазел особенно.
— У «ежиков» есть самые удобные во всем московском метро стоячие места, — говорит Алексей Бульников, житель Тушина. — Между диванами и дверями есть такие фундаментальные стойки, на них можно опереться спиной. В новых вагонах нет ничего подобного, зад соскальзывает. Жаль, что их перестали делать.