В шесть-семь часов утра буднего дня мусорные контейнеры у жилых домов максимально заполнены: вот-вот по дворам проедут мусоровозы и заберут содержимое баков. На четной стороне улицы Куусинена, что в Хорошевском районе, — полтора десятка площадок, их обслуживает одна и та же машина. По ее появлению можно сверять часы, а для детей-дошкольников это ежедневный спектакль: бравые мужчины в комбинезонах быстро вкатывают баки один за другим в «руку»-манипулятор, полминуты — и можно подкатывать следующий.
Только — стоп! — почему содержимое всех баков отправляется в одно и то же отделение мусоровоза? Ведь на каждой площадке, прямо на ее воротах из профнастила, приклеены красивые плакаты о раздельном сборе? Подходим ближе: действительно, вот есть особый синий бак для вторсырья и серые для «разного». Что же это, имитация вместо действительно раздельного сбора?
— А вы посмотрите, что в этом баке для вторсырья! — кивает водитель машины.
И действительно: синий бак (он на этой площадке стоит удобнее всего для выбрасывания) заполнен доверху, но вместе с ожидаемыми картонками и пластиковыми бутылками там обычные пакеты с пищевыми отходами, старыми сапогами — в общем, ничего «раздельного» тут не видно. Баки же для «смешанных отходов» стоят почти что пустыми: чтобы закинуть в них пакет, нужно сделать пару лишних движений.
Дьявол в мусоропроводе
— Вы еще посмотрите, какие дома вокруг, — говорит оператор мусоровоза. — Многоэтажки с мусоропроводами. Кто здесь выбрасывает мусор в баки? Это же не пятиэтажки.
Действительно, это, оказывается, важный фактор: на площадки в районах 9–17-этажек подавляющее большинство мусора доставляют не сами жители, а дворники из камер мусоропроводов. О том, что эта система плохо совместима с раздельным сбором отходов, говорят давно, но демонтируют мусоропроводы обычно только при капремонте — да и то это чаще всего непростая история. Нужно решение общего собрания, иначе грандиозный скандал с частью жителей, которых лишили важнейшего коммунального удобства. Да и коммунальные платежи придется сделать чуть меньше, так что управляющие компании к этому понятным образом не стремятся.
— Никакого инструктажа у нас не было, — признается Рахмон, дворник кирпичной девятиэтажки на той же улице Куусинена. — Я работаю так же, как и в прошлом году: каждый вечер вывожу весь мусор из камеры на помойку. О том, что надо работать как-то по-другому, мне ничего не говорили.
Как рассказали «МК» в одном из четырех столичных операторов ТБО, стандартные мусоровозы этих компаний предназначены для сбора несортированных отходов, которых пока ожидается большинство. Вторсырье собирают другие машины, как правило, меньшего размера. Но, по признанию сотрудников управляющих компаний в САО, ЮВАО и СВАО, ездят эти машины пока не везде — а только там, где уже сейчас есть что вывозить на сортировочную базу вторсырья. Похоже, не будет культуры «раздельных баков» — не будет и раздельного вывоза. А где взять культуру «раздельных баков» там, где все выбрасывается в общий мусоропровод?..
Траектория броска
Улица Маршала Новикова в Щукине — совсем другой случай: здесь большинство зданий малоэтажные, без мусоропроводов. Так что весь поток мусора выносится из домов вручную жителями. Прямо в баки. К тому же здесь уже несколько лет назад пытаются внедрить отдельный от других отходов сбор пластика: на каждой площадке стоит особой формы контейнер-сетка для пустых бутылок и тому подобного. Это немного другой алгоритм, чем нынешний стандарт: сейчас в баки «Вторсырье» положено кидать не только пластик, но и стекло (не керамику), макулатуру (кроме грязной и мокрой бумаги), металл и упаковки «Тетрапак». Но никто, конечно, пока не переучился: сетки под завязку забиты пустыми бутылками из пластика.
Но в остальных баках с «несортированными отходами» пластика не меньше. Как и других сортов вторсырья. «Ну, это все вранье, никто ничего там не сортирует, пусть не обманывают, — уверенно говорит инженер на пенсии Татьяна Николаевна, выкидывая в контейнер свой ежедневный общий пакет. — Это в Европе, может, сортируют, а у нас? Не смешите!»
10 часов утра — самое пиковое время, когда мусорные баки заполняются с максимальной скоростью. По свежему снегу отлично видна «народная тропа» к мусорной площадке: по касательной подойти — быстро и почти не глядя кинуть пакет в пропасть бака — еще быстрее отойти, чтобы не догнало неприятным запахом. Траектория выучена за много лет безупречно, добавить в этот алгоритм дополнительное движение трудно. Даже вчитаться в качественную инфографику на стенке мусорной площадки надо себя заставить, ведь это же лишних полминуты провести в этом «грязном» месте!
Впрочем, это как раз дело поправимое. Суммируем новые правила: дома теперь «живут» два мусорных пакета. Один — для отходов из пластика, металла, стекла, бумаги и картона. Другой пакет — для всего, что не вошло в первый. Вынося мусор, пакет с вторсырьем кидаем в бак синего цвета с надписью «Вторсырье», несортированный пакет — в другой. Отдельно не забудем об использованных батарейках: их собирают в ряде магазинов. Такой инструктаж уже провели в начале года в некоторых московских школах — не только для учеников, но и для учителей. Глядишь, со временем и научимся.