Москвичка придумала способ выкинуть елку, не намусорив

В столице открылись пункты утилизации новогодних деревьев

С 5 января до 29 февраля в Москве работают пункты сбора «отработанных» елок и пихт: туда можно выбросить новогоднее дерево, чтобы оно не занимало место на свалке, а было грамотно переработано. Сразу после старого Нового года на этих пунктах уже появились тысячи елок. Дорогие пушистые и дешевые, почти осыпавшиеся; русские, датские и канадские — елки всех «сословий» после праздников оказываются в одном ящике, как прежде стояли на одном елочном базаре.

В столице открылись пункты утилизации новогодних деревьев

«Это вон там, за спортивной площадкой!» — машет рукой сотрудник щукинского «Жилищника» в сине-оранжевой форме. Прогресс: год назад площадку для сбора елок на утилизацию никто из местных дворников указать не мог. Сейчас — пожалуйста.

Чтобы найти этот «сборный пункт» (большинство из 379 площадок расположены на обычных мусорках, но некоторые вынесены подальше), нужно поблуждать слегка между несколькими спортивными площадками, спросить еще пару дворников — и вот он, огороженный металлической сеткой загончик, уставленный елками и пихтами так же, как перед Новым годом елочные базары. Только заборчик не такой красивый, да и деревья уже потрепанные.

— Что? Почему выбрасываю? Так праздники уже кончились! — Алексей, плотный бритый мужчина лет 45, швыряет еще одну елку внутрь загончика и быстро удаляется к метро. На дереве — обрывки канители, дождика, мишуры и даже пара игрушек. Правда, конечно, не коллекционных — так, пенопластовые апельсиновые дольки. Елочка могла бы постоять еще — иголки пока не осыпались. Но нет: похоже, многих наших мужчин затравили шутками про «когда елку уберешь?». Поздно убрал — плохой, стало быть, хозяин.

Галина Алексеевна везет компактную елочку на колесиках от сумки: она завернута в ту же сетку, в которой была три недели назад куплена. Зачем так? А чтобы меньше подметать в доме и в подъезде, ведь дерево уже вовсю сыплется. «Покупала в хозяйственном магазине, на базаре было дороже, — вспоминает Галина Алексеевна. — Вообще-то в любом случае дорого, надо бы купить искусственную, на всю оставшуюся жизнь. Но мои мама и бабушка не признавали пластиковых елок, а я от них усвоила традицию. Запах в доме должен быть новогодний!». Никаких игрушек, конечно, на елке не осталось, все снято аккуратно и подчистую.

Выбрасывать елочку пора тогда, когда она перестает «пить» (из ведра, в котором ее грамотные хозяева устанавливают комлем) и начинает активно «облетать». Поэтому, говорит Галина Алексеевна, временами елки у нее стояли и до февраля. Но не в этот раз: экономия привела к тому, что было куплено уже подсохшее деревце. И продержалось оно потому недолго. Бывали случаи, кстати, что такие елки облетали даже до Нового года.

— Вывозят деревья по мере заполнения площадки, — рассказал сотрудник «Жилищника» непосредственно на месте. — Наверное, придется вывозить раз пять, скоро будем уже вызывать первую машину. Очень многие по традиции убирают елки после Крещения (19 января).

А что дальше? Дальше, как утверждают коммунальщики, деревья будут перерабатывать в щепу, которая годится для сельского хозяйства и на благоустройство улиц. В частности, именно такой щепой выстилаются экологические тропы на особо охраняемых природных территориях. А вот нераспроданным (то есть почти свежим) елям и пихтам досталась более интересная судьба: многие из них оказались в Московском зоопарке, где ими с удовольствием воспользовались животные. Оказывается, хвоей питаются среди прочих азиатские слоны, альпаки и голубые бараны. Для снежных барсов и рысей деревья служат природными когтеточками, некоторые копытные любят чесать о елки свои рога.

По словам директора Московского зоопарка Светланы Акуловой, хвоя нераспроданных деревьев содержит ценные биологические компоненты, в частности, витамин С, каротин и аминокислоты. В первые дни января зоопарку передали около 1500 деревьев. Увы, сделать так же с уже стоявшими в домах елками не получится: на них, во-первых, могут оставаться мишура и игрушки, а во-вторых, они уже потеряли свой природный аромат и сочность.

Количество собранных на утилизацию деревьев каждый год растет: если в 2017 году было собрано всего 565 елок и пихт, в 2018‑м — около 7000, то в 2019 году «урожай» составил 27 тысяч деревьев. Вообще же, судя по данным опросов, «живые» новогодние елки (в смысле срубленные) становятся в Москве уже вымирающим видом. По опросу, проведенному порталом «Активный гражданин», всего 12% респондентов в декабре собирались ставить дома традиционную «живую» елку (против 64% сторонников искусственной). Может быть, анекдоты правы — и за искусственные елки голосуют те, кто собирается держать новогодние украшения примерно до лета?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28169 от 15 января 2020

Заголовок в газете: Из елок в палки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру