— Сами понимаете, что происходило в России на протяжении большей части ХХ века, — рассуждает Сергей Руденко, гендиректор научно-реставрационной компании, занимающейся кинотеатром. — Помимо небрежной эксплуатации в советское время большой урон зданию нанесла Великая Отечественная война: тогда на Арбатской площади взорвалась немецкая бомба, кинотеатр пострадал. Кроме того, здание, которое строилось изначально как доходный дом, а «синематографом» стало только в 1912 году, обладало сложной системой воздушного отопления: прямо в толще стен были проделаны многочисленные воздуховоды. Они-то и стали основной проблемой при реставрации: восстанавливать их нет никакого смысла, а вот на прочность кладки они оказывают негативное воздействие.
Именно поэтому в ходе так называемой вычинки кладки часть стен приходится разбирать, утверждают реставраторы. «Сильнее всего пострадали парапеты здания, возвышающиеся над кровлей, — рассказала «МК» архитектор проекта Полина Буш. — В силу атмосферных воздействий многие кирпичи расслаиваются, стену в некоторых местах можно было разобрать голыми руками. Обеспечить надежность конструкции в таких условиях невозможно. В плохом состоянии и северная стена — к ней в свое время примыкал пострадавший от взрыва дом, стену чинили и в советское время. Отсюда, думаю, и такая реакция общественности: вид получается действительно ужасный, но только на взгляд непрофессионала».
Кинотеатр планируют доделать к концу 2020 года — в нем будут сохранены интерьеры фойе и главного зрительного зала с лепными фрагментами, которые и охраняются государством.
Реставрация лепнины «Художественного» ведется сразу в двух мастерских: в одной (в двух шагах от кинотеатра) находятся около 1000 небольших по размеру украшений и фрагментов, другая занята крупными композициями. Они до наших дней в оригинале не сохранились: речь о колесницах Феба и Селены и так называемых гиппокампах над главным входом, а также о частично утраченных маскаронах и надписях. Их сначала воссоздают в «мягком материале» (специальном модельном пластике), затем формуют в гипсе.
За основу авторы проекта реставрации выбрали 1913 год — это не только любимый ориентир советской статистики и последний год перед началом Первой мировой войны, но и время, когда по проекту Федора Шехтеля был расширен открытый в 1909 году «Художественный электротеатр». Декор начала 1910-х годов сочетает в себе черты модерна и неоклассицизма — отсюда и изобилие лепнины на античные сюжеты. Именно она и станет, судя по всему, «якорем», который позволит считать кинотеатр подлинным, а не новоделом.