Универмаг "Первомайский" попал под ковш экскаватора

Зданию не повезло: выразительных элементов на нем нет

Со зданиями московского модернизма нынче обходятся как с ненужно-скучными любовницами: вроде бы обещают счастье, реконструкцию и новую роль в новом мире, но чаще всего сносят вместе с окрестной устаревшей застройкой. В последние дни болевой точкой на архитектурной карте Москвы стал универмаг «Первомайский» в Северном Измайлове. Главный вопрос, по поводу которого ломают копья: а есть ли в нем что-то достойное сохранения — или это громоздкое наследие 1960–1970 годов можно уничтожать с чистой совестью? Эту проблему «МК» обсудил со специалистами.

Зданию не повезло: выразительных элементов на нем нет
Полвека назад универмаг «Первомайский» был центром торговой жизни всего Измайлова. Фото: pastvu.com

Площадь перед кинотеатром «София» и универмагом «Первомайский» без преувеличения можно назвать районным центром Северного Измайлова. Это место — не только общественная, но и архитектурная доминанта: оба здания были построены в конце 1960‑х архитекторами Михаилом Мошинским и Зиновием Розенфельдом. Тогда это была типовая застройка спальных районов, сегодня — фактически памятник советского модернизма.

«В 2017 году кинотеатр «София», построенный теми же архитекторами, что и универмаг, был снесен. На его месте уже практически возведена махина, раза в три превышающая по объему прежнее здание. Новый проект предлагает на месте снесенного построить дома до 53 этажей (количество домов не указывается) и громоздкую коробку нового универмага с тем же названием «Первомайский». Какими будут их дома, решать жителям. Но призвать сохранить наследие модернизма, не сносить эмблему района, воспротивиться бессмысленному сносу может каждый, придя на экспозицию, которая уже открыта», — сказано в официальном сообщении градозащитного движения «Архнадзор».

По словам историка советской архитектуры Дениса Ромодина, универмаг «Первомайский» интересен уже своим внешним обликом:

— Белоснежные стены очень эффектно смотрелись в архитектуре района. Вообще, мы видим там многие приемы, которые популярны и сегодня: козырек перед входной зоной, например. Его стоило бы сохранить целиком, а изменить только «начинку». Такие здания с колоннами могут использоваться по-разному, их легко приспособить под новые требования. Сделать внутри кинотеатр, например, или фудмаркет, или торговый центр.

Однако чаще всего с модернизмом в Москве, попросту говоря, не заморачиваются. Яркий пример: старые кинотеатры, о которых неоднократно упоминала историк Анна Броновицкая.

«Концептуальная переоценка наследия 1960–1980‑х длится уже минимум лет 15. Через 20 лет наконец поймем: модернизм — наше все. И мы видим, как сегодня меняется отношение к позднесоветскому модернизму: все-таки действительно довольно много публикаций, выставок, книг, которые реабилитируют эту архитектуру. И реабилитация идет также через дизайн и моду, которые вдохновляются образами 1950–1970‑х годов», — цитируют слова историка СМИ.

Напомним, что в 2017 году в Москве объявили масштабную программу реконструкции старых советских кинотеатров в спальных районах. Среди кинотеатров есть интересные проекты 1970‑х годов — например, «Витязь», где в отделке использованы ковка и мрамор, или «Минск», где выполнена чеканка и необычно сделаны фасады. В некоторых сохранились отдельные детали: вывески, мозаики, панно. Кинотеатр «Ереван» интересен своими барельефами и армянскими буквами в облицовке. Все это элементы идентичности, которые хотелось бы сберечь. Типовые же здания вполне можно реконструировать.

Но остается вопрос: а нужно ли ради сохранения одного фасада с мозаикой сохранять целое морально устаревшее здание? Есть гипотеза, что необязательно, — и ее доказывает, например, опыт мозаичного панно на стене бывшей типографии «Детская книга» на Сущевском Валу. Ценность представляло это панно, а не все здание — и при реконструкции стену с панно сохранили. Прочее же переделали в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Другой пример — сохранившийся барельеф Меркурова со стадиона «Динамо», который сейчас вмонтировали в общественную зону нового стадиона.

— У нас есть опыт кинотеатров в Варшаве, которые появились на месте социалистических. Элементы мозаики были сняты и интегрированы в новые постройки. Точно так же и в Москве: все знаковые элементы можно было бы демонтировать и вписать в новые здания, это не слишком сложно. Это бы и украсило новые интерьеры, и помогло бы сохранить ценности, — объясняет Денис Ромодин.

По словам Ромодина, идею создания особой выставки, посвященной элементам модернизма, в каком-либо из музеев Москвы можно было бы обсудить, однако для этого придется решать множество сопутствующих вопросов — организовать технику для транспортировки, найти места в хранилищах (для постоянной экспозиции эти элементы не подходят). Поэтому логичнее оставить мозаики и кованые элементы там, где они были последние 50 лет, — пусть и под стеклом в качестве экспоната.

Универмагу «Первомайский» в этом смысле не повезло: выразительных элементов на нем нет — он хорош целиком. Так что выбор прост: либо ломать, либо перестраивать. Ну а поговорку на этот счет все помнят.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28144 от 6 декабря 2019

Заголовок в газете: «Первомайский» попал под ковш экскаватора

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру