Идея, которую выдвинул глава Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярёв, звучит обнадеживающе: позволить россиянам получать налоговый вычет после покупки абонемента в фитнес-центр — такой же, как после покупки недвижимости, оплаты образования или лечения. Мол, это станет дополнительным стимулом к занятиям спортом. Однако благая инициатива легко может обернуться новыми проблемами — например, если коммерсанты, окрыленные перспективой повышения спроса, начнут строить новые спортклубы без внимательного изучения местности.
— Девелопер должен понимать: для кого он строит, нужен ли именно в этом районе новый клуб, окупится ли он, — рассуждает в разговоре с корреспондентом «МК» архитектор-урбанист Илья Заливухин. — Если же спортивный клуб строит город, с привлечением бюджетных средств, то он должен быть доступным широкому кругу жителей. Бюджетные деньги — это социальная ответственность. Никак нельзя обойтись без комплексного анализа окружающей застройки, без понимания, сколько готовы платить за услуги местные жители.
Ранее уже было высказано опасение: введение налогового вычета может стать отличным поводом для фитнес-клубов поднять цену, поскольку вычет они истолкуют как «лишнюю» скидку клиентам. Впрочем, сами фитнес-клубы отрицают такой сценарий.
— Стоимость нашего абонемента складывается из платы за аренду помещения и расходов на коммунальные услуги, а это зависит от района. Поэтому, например, клубы нашей же сети на окраинах дешевле, чем в центре Москвы. Другая часть стоимости — зарплата наших сотрудников, стоимость обслуживания и собственно выгода клуба. Не вижу здесь связи с налогами, — рассказали корреспонденту «МК» в отделе продаж одного из сетевых клубов на юго-западе Москвы.
При этом специфика расходов на абонементы — в необходимости в один миг расстаться с крупной суммой: большинство фитнес-клубов не позволяют «растянуть» выплаты на несколько месяцев и требуют сразу оплатить годовую карту. Так и получается: если разделить стоимость (примерно 30 тысяч рублей) на 12 месяцев, вроде бы выходит совсем щадящая цифра... но в один момент выложить из кошелька этак половину своей зарплаты готовы далеко не все.
— У меня двое детей, мы хотели бы ходить в бассейн все вместе. Но мы посчитали: две детские карты плюс моя — это порядка 80 тысяч рублей. И заплатить надо сразу. Получается, мы целый год должны откладывать, чтобы оплатить абонементы на следующий — замкнутый круг! Хотели бы бассейн, где можно платить за разовый визит, но таких поблизости нет, — рассказала Марина, живущая на улице Каховка.
Во многих районах давно закипает народное недовольство: коммерческие фитнес-клубы появляются тут и там как грибы после дождя, однако для широкой прослойки населения они недоступны. Зато социальные физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), где могли бы заниматься все, кому это нужно, город строить не спешит — очевидно, ввиду отсутствия прямой выгоды.
— Существует явное разделение: ФОК — это для социально незащищенных в первую очередь, для пенсионеров или для молодежи. Фитнес-клубы — для платежеспособных слоев населения. И мы в районе неоднократно сталкивались с проблемой, когда просили построить нам ФОК — получали ответ, что у нас, мол, много фитнес-центров есть, на что жалуетесь?.. Можно легко предположить, что такая инициатива может еще больше застопорить процесс: скажут, что налоговый вычет на абонемент — это и есть шаг навстречу населению, своего рода льгота, поэтому ФОК не нужен: покупайте годовую карту и получайте вычет, какие проблемы? — рассуждает социолог Михаил Вельмакин, муниципальный депутат района Отрадное.
По его словам, в Отрадном сталкивались даже с обратной ситуацией: когда спортивный комплекс, куда львиная доля жителей бегала заниматься в школьные годы, выкупил сетевой фитнес — и визиты туда многим стали не по карману. Аналогичная история произошла в Северном Чертанове — помещение бывшей районной «качалки» на Варшавском шоссе также выкупила сеть.
Не лишним будет напомнить, что в последние годы во многих районах Москвы случался так называемый «фитнес-лохотрон». Только что открывшийся клуб начинал продавать карты по более чем заманчивым ценам — а потом клиенты обнаруживали множество неприятных сюрпризов. В худшем случае клуб вообще не начинал работу: например, обещали закончить ремонт в январе — затянули до июня, а срок действия абонемента-то тикает... В менее запущенных — клуб открывался, но со множеством оговорок: скажем, тренажерный зал работает, а в бассейн воды не налили... или гимнастические коврики закупили, а тренажеры — нет.
Так, например, в прошлом году муниципальный депутат Зюзина Борис Гурылев потратил много сил и времени, чтобы помочь жителям вернуть деньги из такого лохотрона. «Цена была очень соблазнительная — порядка 20 тысяч рублей за год. Еще не успев открыться, клуб начал оформлять договоры: анонсировали открытие в январе-феврале, а весной люди стали жаловаться — открытие задерживалось на полтора-два месяца, а деньги уже считаются как за использование. Я по профессии юрист, поэтому помог жителям составить жалобу: здесь речь идет о гражданско-правовых отношениях между субъектом бизнеса и потребителем, написали также жалобу в прокуратуру», — описал Гурылев произошедшее. К счастью, тот клуб оказался приличным, и деньги вернули.