Предложенные льготы на фитнес-клубы могут сделать их еще менее доступными

Во многих столичных районах давно закипает народное недовольство

В начале недели прозвучало предложение ввести налоговый вычет на покупку абонементов в фитнес-клубы, чтобы сделать спорт более доступным для россиян, — с такой инициативой выступил депутат Госдумы Михаил Дегтярёв. Пока что вопрос только обсуждается — если все сложится удачно, законопроект внесут в ГД в декабре. Однако несуществующий законопроект уже вызывает много вопросов: в частности, есть опасение, что такая льгота станет последним ударом по социальным спортивным учреждениям. Какие подводные камни скрывает благая инициатива, разбирался «МК».

Во многих столичных районах давно закипает народное недовольство

Идея, которую выдвинул глава Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярёв, звучит обнадеживающе: позволить россиянам получать налоговый вычет после покупки абонемента в фитнес-центр — такой же, как после покупки недвижимости, оплаты образования или лечения. Мол, это станет дополнительным стимулом к занятиям спортом. Однако благая инициатива легко может обернуться новыми проблемами — например, если коммерсанты, окрыленные перспективой повышения спроса, начнут строить новые спортклубы без внимательного изучения местности.

— Девелопер должен понимать: для кого он строит, нужен ли именно в этом районе новый клуб, окупится ли он, — рассуждает в разговоре с корреспондентом «МК» архитектор-урбанист Илья Заливухин. — Если же спортивный клуб строит город, с привлечением бюджетных средств, то он должен быть доступным широкому кругу жителей. Бюджетные деньги — это социальная ответственность. Никак нельзя обойтись без комплексного анализа окружающей застройки, без понимания, сколько готовы платить за услуги местные жители.

Ранее уже было высказано опасение: введение налогового вычета может стать отличным поводом для фитнес-клубов поднять цену, поскольку вычет они истолкуют как «лишнюю» скидку клиентам. Впрочем, сами фитнес-клубы отрицают такой сценарий.

— Стоимость нашего абонемента складывается из платы за аренду помещения и расходов на коммунальные услуги, а это зависит от района. Поэтому, например, клубы нашей же сети на окраинах дешевле, чем в центре Москвы. Другая часть стоимости — зарплата наших сотрудников, стоимость обслуживания и собственно выгода клуба. Не вижу здесь связи с налогами, — рассказали корреспонденту «МК» в отделе продаж одного из сетевых клубов на юго-западе Москвы.

При этом специфика расходов на абонементы — в необходимости в один миг расстаться с крупной суммой: большинство фитнес-клубов не позволяют «растянуть» выплаты на несколько месяцев и требуют сразу оплатить годовую карту. Так и получается: если разделить стоимость (примерно 30 тысяч рублей) на 12 месяцев, вроде бы выходит совсем щадящая цифра... но в один момент выложить из кошелька этак половину своей зарплаты готовы далеко не все.

— У меня двое детей, мы хотели бы ходить в бассейн все вместе. Но мы посчитали: две детские карты плюс моя — это порядка 80 тысяч рублей. И заплатить надо сразу. Получается, мы целый год должны откладывать, чтобы оплатить абонементы на следующий — замкнутый круг! Хотели бы бассейн, где можно платить за разовый визит, но таких поблизости нет, — рассказала Марина, живущая на улице Каховка.

Во многих районах давно закипает народное недовольство: коммерческие фитнес-клубы появляются тут и там как грибы после дождя, однако для широкой прослойки населения они недоступны. Зато социальные физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), где могли бы заниматься все, кому это нужно, город строить не спешит — очевидно, ввиду отсутствия прямой выгоды.

— Существует явное разделение: ФОК — это для социально незащищенных в первую очередь, для пенсионеров или для молодежи. Фитнес-клубы — для платежеспособных слоев населения. И мы в районе неоднократно сталкивались с проблемой, когда просили построить нам ФОК — получали ответ, что у нас, мол, много фитнес-центров есть, на что жалуетесь?.. Можно легко предположить, что такая инициатива может еще больше застопорить процесс: скажут, что налоговый вычет на абонемент — это и есть шаг навстречу населению, своего рода льгота, поэтому ФОК не нужен: покупайте годовую карту и получайте вычет, какие проблемы? — рассуждает социолог Михаил Вельмакин, муниципальный депутат района Отрадное.

По его словам, в Отрадном сталкивались даже с обратной ситуацией: когда спортивный комплекс, куда львиная доля жителей бегала заниматься в школьные годы, выкупил сетевой фитнес — и визиты туда многим стали не по карману. Аналогичная история произошла в Северном Чертанове — помещение бывшей районной «качалки» на Варшавском шоссе также выкупила сеть.

Не лишним будет напомнить, что в последние годы во многих районах Москвы случался так называемый «фитнес-лохотрон». Только что открывшийся клуб начинал продавать карты по более чем заманчивым ценам — а потом клиенты обнаруживали множество неприятных сюрпризов. В худшем случае клуб вообще не начинал работу: например, обещали закончить ремонт в январе — затянули до июня, а срок действия абонемента-то тикает... В менее запущенных — клуб открывался, но со множеством оговорок: скажем, тренажерный зал работает, а в бассейн воды не налили... или гимнастические коврики закупили, а тренажеры — нет.

Так, например, в прошлом году муниципальный депутат Зюзина Борис Гурылев потратил много сил и времени, чтобы помочь жителям вернуть деньги из такого лохотрона. «Цена была очень соблазнительная — порядка 20 тысяч рублей за год. Еще не успев открыться, клуб начал оформлять договоры: анонсировали открытие в январе-феврале, а весной люди стали жаловаться — открытие задерживалось на полтора-два месяца, а деньги уже считаются как за использование. Я по профессии юрист, поэтому помог жителям составить жалобу: здесь речь идет о гражданско-правовых отношениях между субъектом бизнеса и потребителем, написали также жалобу в прокуратуру», — описал Гурылев произошедшее. К счастью, тот клуб оказался приличным, и деньги вернули.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28120 от 8 ноября 2019

Заголовок в газете: Налоговая качалка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру