Мне нужна твоя одежда: в Москву вернулся натуральный обмен

В столице появляются новые форматы блошиных рынков

Еще пару-тройку лет назад можно — и модно — было жаловаться: в Москве нет настоящих блошиных рынков, как в Европе. Хочется, мол, прийти куда-нибудь в субботу утром и увидеть, как люди продают свои собственные вещи из домов — с аурой и историей. Бойтесь желаний, они исполняются: в 2019 году в Москве дебютировали сразу несколько невиданных прежде в России «блошиных» форматов. И названия-то диковинные: своп, гараж-сейл... Разбираемся, что это такое и с чем это едят.

В столице появляются новые форматы блошиных рынков

Вот, например, в минувшие выходные, 19 октября, благотворительный обмен вещами — своп, если по-модному, — организовали вблизи Киевского вокзала. Алгоритм простейший: приноси что хочешь — и уноси что хочешь! Безвозмездно, то есть даром.

— Мы помогаем только устроить все это: развесить одежду на плечиках, разложить обувь, утварь... Ну и проверить, чтобы не было явной ветоши или макулатуры. А так люди всё делают сами: приносят, выбирают, уносят... Это же не торговля, поэтому прямого диалога между продавцом и покупателем нет, — рассказали «МК» организаторы.

Пройдешься по рядам — действительно, чего тут только нет. Роман «Трое в лодке, не считая собаки» старого издания — кажется, в бабушкиной библиотеке был такой же. Трогательно-розовое платьице — наверное, каждая девочка когда-то играла в детском саду снежинку в таком же. Разноцветные ползунки, практически новые брендовые кроссовки, красивый (пусть и не полный!) набор прозрачно-черных тарелок — когда-то, в середине 90-х, они ведь были на пике моды!

— Жалко, что тут ярлычки отрезали, размер не могу понять, — сокрушается молодая девушка, рассматривая кирпично-красный шелковый топ. — Я точно знаю, какая это фирма и даже какая коллекция. У меня два таких, синий и розовый, с удовольствием взяла бы еще и кирпичный. Они стоят почти 4 тысячи — неплохо для маечки, правда? Но размер не понять, а на глазок не рискну: у меня, видите, бюста в избытке, могу не влезть... Нет, пусть висит.

Получить даром шелковую тряпочку ценой 4000 рублей — конечно, перспектива заманчивая; но, с другой стороны, все-таки бывшее в употреблении белье... Вот и подводный камень вещей в стиле «секонд-хэнд»: никогда не угадаешь, отрезала бывшая обладательница этикетки или нет.

Впрочем, далеко не все посетители столь щепетильны.

— Да я вот думаю: уж лучше я здесь вещи оставлю, чем около мусорного контейнера, правда? — улыбается женщина, приехавшая с двумя объемными мешками. — Мне денег не нужно, я уж и забыла, сколько все это стоило. Просто жаль: вещи-то хорошие, все когда-то для себя покупала... Пусть кому-то пригодится!

Кажется, оно и правда пригодится — причем очень быстро: не успевает женщина уйти, так сразу подходит другая и очень оживленно складывает бижутерию из бисера и набор рюмок в пакет.

Бесплатный сыр, как ни крути, развращает — иногда на волне «зато просто так!» люди сгребают все-все... даже то, что им совсем не нужно. Зато если нужно отдать за вещичку хотя бы 500–1000 рублей, сразу становятся гораздо требовательнее.

— Недавно мы с подругами решили попробовать: удастся ли устроить распродажу старых вещей? Не удалось. Для этого нужно, чтобы совпало очень много условий: место, время, размещение, наличие нормальных примерочных с зеркалами — никто же не хочет топтаться на картонке за тряпочкой, как на старом рынке. Я привозила несколько мешков хорошей одежды — недавние коллекции популярных марок — и почти все увезла обратно. Кое-что люди вертели в руках, но не покупали. А моя подруга отдавала хорошие шерстяные свитера за 300–500 рублей, просто чтобы обратно не тащить, — рассказала москвичка Анастасия.

Самое досадное — что при отсутствии внятных предложений спрос как раз есть! В последнее время жительницы крупных городов, особенно молодые и прогрессивные, серьезно относятся к идее давать одежде и прочим вещам «вторую жизнь» — и не против ни сами покупать «вторичку», ни предлагать за скромные деньги свое. Если 20 лет назад секонд-хэнд был синонимом бедности и отчаяния, то сегодня — синоним экологической ответственности и осознанного потребления.

В этот же уик-энд — 19 и 20 октября — в торговом центре на «Багратионовской» прошел так называемый гараж-сейл. Если в Америке и Европе этим термином называют распродажу перед переездом — вот открытый гараж, бери что хочешь незадорого — то тут формат был больше похож на классическую барахолку. Около 30 продавцов, сотни покупателей... Есть те, кто принес винтажные штучки — украшения и посуду, — но куда больше тех, кто пришел продать все ту же ненужную дома одежду.

— В отличие от рынка классического антиквариата рынок подержанной одежды сейчас на подъеме, — рассказывает организатор барахолки Елена Кренцель. — Дело в том, что сейчас то ли у людей исчезли деньги, то ли желание приобретать «игрушки»: покупатели обращают внимание прежде всего на те предметы, которыми можно пользоваться по прямому назначению. Потенциал такого формата позволяет проводить гараж-сейлы раз в месяц.

Экономика и экология, таким образом, с двух сторон подталкивают москвичей к одному и тому же: зачем выбрасывать, если можно продать? Зачем идти в магазин, если можно дешевле купить подержанное? Может быть, тенденция и невеселая. Но актуальная.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28109 от 24 октября 2019

Заголовок в газете: Круговорот вещей в народе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру