Дом на Верхней Масловке, 18, знаком всем, кто там ходит или проезжает, — он в этом районе единственная бревенчатая постройка. К тому же размещается здесь достаточно колоритное заведение — Центр ремесел САО, занимающийся продвижением того, что сейчас модно называть хендмейдом. Точнее, размещался до последнего времени: в самом конце 2018 года Центр ремесел пережил (или не пережил, как утверждает старая команда) смену правления, а сейчас проходит через процедуру банкротства. Хозяин «избы» — правительство Москвы — вскоре может расторгнуть с фактически недействующим Центром ремесел договор аренды, и если у дома не будет охранных обременений — никто не может поручиться за его будущее.
Понятно поэтому, что жители не только Савеловского района, но и окрестностей — Бегового, Аэропорта и Сокола — судьбой «избы» весьма озабочены. И заинтересованы, чтобы дом остался на своем месте — в той или иной функции. Летом ряд активистов — как районных, так и градозащитников из движения «Архнадзор» — запустили процедуру признания дома объектом культурного наследия. Первое, что делается в этом случае, — составление заявки, в которой описывается ценность здания.
«Загородная дача в Бутырском проезде (старое название Верхней Масловки) — двухэтажный жилой деревянный особняк, одноэтажные деревянные конюшни и каменный флигель для прислуги — была построена в 1906 году неизвестным архитектором по заказу московского предпринимателя и коннозаводчика, потомственного почетного гражданина Николая Малютина для своей гражданской жены Анны Гильбих), — отмечает краевед Евгений Плисс. По его словам, страстью промышленника (среди активов которого были текстильные, химические заводы и даже золотые прииски) были конные бега, и его возлюбленная Анна Гильбих разделяла это увлечение. Поэтому одной из частей дачи была конюшня на 46 (!) лошадей — ее можно увидеть слева от избы, это одноэтажное невзрачное строение.
Интересно, что после 11 лет фактического брака с Малютиным Анна Гильбих влюбилась и вышла замуж за одного из его лучших наездников — Павла Чернова. Но дома в Петровском парке — подарка промышленника — не лишилась и жила в нем до своей смерти в 1918 году, а дочь Гильбих, Татьяна, обитала там и в 1949 году, в небольшой комнате (дом был при советской власти, конечно же, разбит на коммунальные квартиры). Расселили «избу» в 1971 году, здание передали расположенному в глубине этого же квартала заводу «Художественная гравюра» — продукцией этого завода были сувенирные и художественно оформленные значки, зажигалки, пудреницы.
С 1998 года дом находился в аренде у АНО «Центр ремесел» САО г. Москвы, продолжает Евгений Плисс. 14 декабря 2006 года Центр ремесел торжественно отметил столетие дома, а до 2018 г. в Центре ремесел проводились занятия по гончарному делу, краеведческие лекции и общественные мероприятия, работало кафе «Изба на Масловке». Но в декабре 2018 года, после смены состава учредителей и генерального директора АНО «Центр ремесел», деятельность центра была прекращена. По некоторым данным, планируется снос здания и постройка на его месте коммерческой недвижимости.
«Историческая ценность дома — в идентификации парка как места загородного отдыха состоятельных москвичей в начале XX века», — резюмирует краевед.
До конца 1970‑х годов дом выглядел намного интереснее, чем сейчас: его крыша имела купол на правом крыле во вкусе русского модерна, мансарду; на фасаде имелось куда больше декоративных элементов. Все это было утрачено в пожаре начала 1980‑х годов, после которого крышу восстановили в более простом варианте. И все-таки подлинных частей в доме гораздо больше: недавние ремонтные работы показали, что сохранились подлинные балки 1906 года из лиственницы, уцелела изначальная планировка и интерьеры дачи.
Основная проблема с постановкой дома на госохрану в том, что архитектурная и мемориальная ценность дома не того масштаба, который заставляет официальные органы и экспертов немедленно взять под козырек и признать здание памятником. Это типичный «дом, всем жителям знакомый» — районного масштаба, пользующийся любовью и сочувствием всех местных жителей, весомая часть истории — не Москвы в целом, но Северного округа и нескольких соседних муниципалитетов. И охрана таких домов Федеральным законом №73 «Об объектах культурного наследия…» обеспечивается: статья 4 этого закона предусматривает категорию памятников истории и культуры местного значения.
Вот только в Москве муниципалитеты (в составе которых должен, по идее, быть орган, уполномоченный на охрану памятников) — то есть районы города — полномочий ставить на охрану объекты культурного наследия не имеют: эти полномочия переданы на уровень выше, в региональный — московский — Департамент охраны культурного наследия. Который занимается одновременно всеми тремя категориями памятников: от федеральных до местных. На практике это значит, что все заявленные памятники рассматриваются как претенденты на региональную (как минимум) категорию — с соответствующей строгостью экспертизы. И местные памятники практически не выявляются и не ставятся на охрану как не имеющие уникальной ценности в масштабах всего города.
Но это положение необходимо менять: властями Москвы во всех остальных отраслях уже взят курс на «равноправие» районов, на то, чтобы в каждом муниципалитете столицы было все необходимое для комфортной жизни. Логично, чтобы и за историческими памятниками москвичам не нужно было бы ехать «в центр». Если в Департамент культурного наследия будет подана заявка на включение «избы на Масловке» в список памятников - это будет отличный случай обкатать процедуру экспертизы и постановки на охрану памятников именно местного значения.