— Это технический вопрос, который имеет колоссальное значение конкретно для Московской воздушной зоны, — сказал Олег Смирнов. — Московская воздушная зона критически переполнена. На земле мы это называем пробками. Но так же тесно стало и в воздухе, что влияет уже не только на регулярность полетов, но и на их безопасность.
В меньшей степени, считает эксперт, проблема «воздушных пробок» касается аэропорта «Домодедово», так как там используются две взлетки, расположенные на приличном расстоянии друг от друга. А вот во «Внуково» и «Шереметьево» многие авиапассажиры могли столкнуться с ситуацией, когда выстраивается очередь из самолетов на рулежной дорожке в ожидании вылета. То же самое творится в небе, где лайнеры собираются в очередь на посадку.
— Пока стоят, — говорит эксперт, — они жгут керосин. И было немало случаев, когда, постояв в очереди, вместо того, чтобы взлететь, им приходилось снова заруливать на стоянку и заправляться, поскольку уже не хватало топлива долететь до пункта назначения.
Почему так происходит? Потому что диспетчеры ждут, когда освободятся воздушные коридоры, чтобы разрешить взлет следующему самолету, или пока очередной лайнер не зайдет на посадку.
Над совершенствованием работы в ближней воздушной зоне идет постоянная работа, однако в целом ситуация не устраивает ни авиакомпании, которые понапрасну расходуют керосин, ни пассажиров.
Дело в том, что полеты в воздушной зоне вблизи аэропортов у нас регламентируются в основном документами 40–50-летней давности. Там слишком много запретных точек, над которыми запрещено летать гражданским лайнерам. Это, допустим, касается запретов, наложенных военными на использование части воздушного пространства. К примеру, на полеты над их аэродромами — что оправданно. Однако некоторые запреты просто абсурдны.
Дело дошло до того, что некоторые высокопоставленные госчиновники, чтобы самолеты не гудели над их домами и дачами, отводят их подальше, добившись официальных запретов на использование воздушного пространства в таких воздушных зонах.
По мнению Олега Смирнова, все это вкупе приводит к дефициту воздушного пространства, разрешенного для полетов в столичном регионе. При этом одновременно с этими запретами, чтобы увеличить количество авиарейсов, идет строительство дополнительных взлетно-посадочных полос.
— Так, на третью ВПП в «Шереметьево», по нашим подсчетам, было потрачено 60 миллиардов рублей, — говорит эксперт. — И если бы хотя бы треть от этих денег ушла на совершенствование использования воздушного пространства в московской зоне, то частота полетов и без этого строительства увеличилась бы многократно. А сейчас получается, что пока возможность использования воздушного пространства остается прежней, частота полетов, даже благодаря вводу третьей полосы, вряд ли увеличится.
Кардинально изменить ситуацию призвана модернизация правил использования воздушного пространства. На это нацелен новый документ, предложенный к обсуждению. Речь идет, в частности, об изменении процедуры захода на посадку воздушных судов. Изменения должны будут ускорить их прохождение в нужную точку воздушной зоны.
Предложения, сказал эксперт, касаются отмены устаревших указаний для авиадиспетчеров и введения новых правил. У диспетчеров появится юридически закрепленное право так управлять самолетом, чтобы он быстрее снижался. Одновременно необходимо уменьшить расстояния как по вертикали, так и по горизонтали.
— Но одним приказом этого не изменишь, — считает Олег Смирнов. — Необходимо соответствующее радиотехническое и локационное оборудование. Оно должно иметь такие характеристики, чтобы авиадиспетчер мог видеть реальное положение самолетов в воздушном пространстве с точностью до нескольких метров. Чтобы не допустить их столкновения в воздухе. Так что изменения, вносимые в приказ, фактически рассчитаны на будущее — на появление такого оборудования. Иначе те бюджетные миллиарды, которые мы тратим на строительство воздушных полос, не помогут исчезнуть огромным очередям ждущих взлета самолетов.