У летней сцены парка «Кузьминки-Люблино» людно: отсюда стартует «Царь-плоггинг» — самый протяженный (на данный момент) забег с мешками мусора. Участники должны преодолеть почти 20 километров по бездорожью и собрать десятки мешков мусора. Среди находок и бутылки, и мангалы, и непонятные вещи в пакетах.
...Бегать нынче модно. В Москве почти каждый сезон проходят марафоны, и полумарафоны, и любительские забеги. В прошлом году энтузиасты решили разнообразить обычный бег и переняли шведское развлечение — плоггинг. Или — бег с мешками мусора. Спортсмены не ставят рекордов и не бегут на время, зато стараются за время дистанции наполнить мешки с мусором и очистить территорию. Этим благородным занятием с прошлого года увлекаются и москвичи.
— В 9.50 я провела небольшой брифинг. Рассказала, что мы собираем: пластик, пакеты, бутылки, целлофан. Мы принципиально не собираем стекло, даже если оно кажется целым, все медицинские отходы. Если видим место скопления чего-то опасного, помечаем палкой и бежим дальше, — рассказала «МК» сотрудница музея-заповедника «Царицыно» и бегунья с семилетним стажем Ольга Пугач.
Трасса, а она оказалась самой длинной за все время плоггинга в России — 20 километров, проходила по территории двух парков — «Кузьминки-Люблино» и «Царицыно». Утром в Кузьминках встретились 25 добровольцев, люди самых разных возрастов и профессий. Студенты и IT-шники, 20-летние и 68-летние.
— Две девушки приехали из Химок, чтобы специально пробежать, — продолжает Ольга. — Был парень из Солнечногорска, лыжник, и последние лет 10 он не бегал — в итоге решил сам себя взять на слабо. Есть трейлраннеры — люди, регулярно бегающие по бездорожью. Есть люди, которые никогда не бегали больше 5–6 километров, — для них это был вызов. И для некоторых это было в принципе первой большой тренировкой — они никогда не бегали на такие большие дистанции. Они отсоединились на половине пути, но остались очень довольны. Почувствовали, что не просто так пробежали, но и принесли пользу.
Бег с мешком в руке отличается от обычного: во-первых, что логично, одна рука занята мешком с мусором и движению нисколько не помогает. Во-вторых, передвигаться в одном и том же темпе не получится: придется все время либо нагибаться, чтобы поднять мусор, либо остановиться, чтобы за этим самым мусором нырнуть в соседние кусты. Так что — новичкам на заметку — дистанция получается сложнее, чем обычный забег. Но, как верно выразилась Ольга, вы не просто бежите, но и приносите пользу — убираете мусор. Здесь важно понять, что бегуны не ставят себе цели вылизать парк дочиста: для этого есть специальные службы. Основная задача — привлечь внимание к проблеме и показать людям, что убираться можно легко, играючи и на бегу, а мусора даже на нашем обычном ежедневном маршруте много. Просто мы этого не замечаем.
— Количество пакетов еще предстоит подсчитать, — говорит Ольга. — На каждого человека сменили около 4 мешков от 60 до 80 литров. С собой их не несли, у нас были четыре специальные точки, на которых мы этот мусор сбрасывали: службы парков потом пакеты заберут.
Сергей, тоже бегун со стажем и участник «Царь-плоггинга», рассказал о самых замусоренных местах. Впрочем, ничего нового: это пикниковые точки вдали от дорожек, слабо освещенные места, где люди могут присесть и выпить. К слову, один из участников забега нашел разобранный мангал…
— На этот раз у нас был плоггинг «здорового человека», — шутит Ольга. — Я не нашла пожарный рукав, хотя все прошлые забеги он мне почему-то попадался. Моя самая странная находка за все время участия в плоггинге — 45 сантиметров колючей проволоки.
Плоггинг в России — явление супермолодое. Впервые с мешками мусора в руках москвичи побежали в 2018 году (кстати, Ольга Пугач как раз стояла у истоков этого движения). С тех пор закрутилось: в этом году бегали в апреле, а буквально две недели назад состоялся самый массовый плоггинг в Мещерском парке — клич тогда кинул известный российский трейлраннер Михаил Долгий. И пришло около ста человек.
При близком рассмотрении кажется, что плоггинг — некий бонус к бегу. Если в Швеции, откуда эта затея родом, акцент делается именно на сборе мусора, то у нас это пока бегуны, которые в довесок ко всему держат в руке мешок. Держат, к слову, очень успешно. Но за пределами беговой «тусовки» о плоггинге слышали пока не многие. Действительно, нам бы просто научиться за собой убирать. Гроза загаженных лесов в России — это пока что Чистомен. Обычный парень из Челябинска, который надел зеленую маску и пошел собирать мусор. У него уже сотни последователей по всей России, которые однажды могут перейти на бег.