Московские центральные диаметры — еще один шаг к улучшению качества жизни горожан. Если раньше поездка в Подмосковье была не очень простым делом — найти электричку, разобраться в расписании, вовремя приехать на вокзал, купить билет — то сейчас отправиться на дачу будет проще простого, легче, чем на метро до соседней станции. Первые центральные диаметры, связывающие Подольск и Нахабино, Одинцово и Лобню, планируется запустить уже осенью этого года. Недавно столичные власти решили вопрос оплаты проезда на МЦД и еще раз продемонстрировали высокий уровень социальной ориентированности в разных сферах развития города.
Тарифы, которые будут действовать, разработаны совместно с правительством Московской области, ОАО «РЖД» и пригородными пассажирскими компаниями.
«Для пассажиров будет отменена плата за пересадку между МЦД‑1 и МЦД‑2 по карте «Тройка», по социальной карте студентов и школьников, для детей до 7 лет — для льготников с правом бесплатного проезда на метро и пригородных электричках», — написал мэр города Сергей Собянин в своем «Твиттере».
Да, пересадка с МЦД на МЦК и метро будет бесплатной. Это значит, что, купив билет в метро или на Московском центральном кольце, в течение 90 минут с момента валидации билета (прикладывания к желтому кругу на турникете) пассажир сможет бесплатно пересесть на Московские центральные диаметры. Напомним, что точно такое же правило действует сейчас при пересадке на МЦК. Это действительно удобно. Зачастую дорога от метро к МЦК занимает меньше 15 минут (а то и вовсе около пары минут, как в случае со станциями «Ленинский проспект» и «Площадь Гагарина»). С линий МЦД также можно будет перейти на другой столичный транспорт. Так, на МЦД‑1 (Лобня–Одинцово) будет 12 пересадок на метро, МЦК и другие платформы железной дороги. В подземку можно будет спуститься на станциях Тимирязевская, Дмитровская, Савеловская, Белорусская, Беговая и других.
Перейти с МЦД на другой вид транспорта бесплатно смогут только владельцы карты «Тройка». Увы, воспользоваться бумажным билетом для поездки не получится из-за вшитого в него чипа.
Важно отметить, что прикладывать к валидатору билет надо будет и при входе, и при выходе со станции, иначе за вход на другой вид транспорта придется заплатить. Особенно внимательными надо быть жителям Подмосковья: если вы купили обычный билет на электричку в пригородной кассе, то пересесть по нему бесплатно не получится! Однако есть и хорошие новости: как только специалисты доработают программное обеспечение турникетов в подземке, можно будет пользоваться популярной в Подмосковье картой «Стрелка».
«Мэр Москвы поставил перед нами задачу установить на МЦД приемлемую стоимость проезда. Это необходимо, чтобы сделать новый вид транспорта максимально востребованным. Благодаря единой стоимости проезда на всех видах городского транспорта, а также бесплатной пересадке между МЦД, МЦК и метро при поездке в пределах города мы сможем интегрировать новое наземное метро в существующую систему городского транспорта, как когда-то это было с МЦК. Уверен, что принятые тарифы для проезда на Московских центральных диаметрах повысят востребованность этого вида транспорта у наших пассажиров», — пояснил ранее заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Для расчета стоимости билета введут три тарифные зоны — «Центральная», «Пригородная» и «Дальняя».
Стоимость поездки в рамках тарифной зоны «Центральная» будет равна стоимости проезда на любом другом общественном транспорте Москвы — 38 рублей (из расчета по тарифу «Кошелек» для карты «Тройка»). Кроме «Тройки» оплатить проезд можно будет банковской картой: турникеты оборудуют терминалами для бесконтактной оплаты. Воспользоваться можно будет картами с технологиями PayPass и PayWave и разными девайсами с технологиями Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay. Однако надо учесть, что при таком способе оплаты проезда в границах этой тарифной зоны поездка обойдется в 42 рубля. Пересадка на МЦК и метро все равно остается бесплатной. «Центральный» участок МЦД будет включен в единую московскую тарифную зону наравне с метро, МЦК и другим общественным транспортом. Для МЦД‑1 Одинцово–Лобня эта зона будет в границах станций Марк–Сетунь, для МЦД‑2 Подольск–Нахабино — между станциями Волоколамская и Остафьево.
Вторая тарифная зона — «Пригородная». В 2019 году проезд в ней будет стоить 45 рублей. Эта зона будет за пределами центрального тарифного участка МЦД от станций Марк и Сетунь до конечных Лобня и Одинцово, от станций Волоколамская и Остафьево до конечных Подольск и Нахабино. Оплатить проезд по этой зоне также можно будет с помощью карты «Тройка» или банковской карты. Однако тариф при оплате бесконтактным способом еще не известен. Точно так же пассажиры, сев в МЦД на этих зонах, смогут бесплатно пересесть на МЦК и метро, уже приехав в Москву.
На самом деле такой тариф — настоящее спасение для жителей подмосковных городов. Так, если поездка из Подольска до, например, станции Москва-Курская обходится сейчас в 115 рублей в одну сторону (+38 рублей при спуске в метро), то после запуска МЦД тот же путь подешевеет до 45 рублей за всю дорогу, то есть в 3,5 раза. «В год можно экономить до 50 тысяч рублей — серьезная сумма для семьи с любым достатком», — отметил в Instagram губернатор Московской области Андрей Воробьев.
И, наконец, самая последняя тарифная зона — «Дальняя». Этот тариф подойдет для тех пассажиров, которые едут в отдаленные города Московской области уже за пределами Московских центральных диаметров, допустим, в Чехов или Дмитров. В этом случае стоимость поездки будет складываться из стоимости действующего билета на электричку (23 рубля за каждую зону до МЦД) и стоимости поездки на самих диаметрах. Например, сейчас поездка из Серпухова до Москвы-Курской стоит 253 рубля. После открытия МЦД эта сумма составит 183 рубля — 138 рублей до Подольска, там пассажир пересаживается на диаметры и едет уже в столицу за 45 рублей. По этому же билету пассажир сможет спуститься в метро или уже пересесть на МЦК.
Сейчас стоимость провоза багажа в областных электричках зависит от дальности поездки: едешь недалеко — платишь 60 рублей, едешь дальше — 120 рублей. В МЦД провоз любого багажа на всем протяжении линий будет стоить 60 рублей. Велосипеды и домашних животных можно будет покатать бесплатно.
Естественно, все столичные льготники сохранят свои привилегии на Московских центральных диаметрах. Речь идет о многодетных семьях, пенсионерах, инвалидах и других: они смогут пользоваться МЦД бесплатно. Дети до семи лет смогут в будущем кататься на МЦД совершенно бесплатно. Напомним, что сейчас свободный вход в метро действует для малышей до пяти лет. Льготы будут у студентов и школьников. В центральной зоне они смогут пользоваться проездным с оплатой 395 рублей в месяц. В остальных зонах стоимость проезда пока неизвестна.
К слову, пройти «зайцем» в поезд не получится — там будут работать контролеры. Безбилетники смогут купить билет прямо в поезде, однако придется оплатить специальный сбор.
Напомним, что МЦД свяжут самые разные направления железной дороги и самые разные города Московской области. Проехать столицу насквозь можно будет за 40 минут. Московские центральные диаметры будут работать с 5.30 до 1.00, как и метро, с интервалом в 5–6 минут. По линиям будут курсировать новые поезда «Иволга» с комфортным микроклиматом и системой обеззараживания воздуха. В вагонах можно будет заряжать телефоны, без проблем провозить велосипеды и пеленать детей.