Кандидат по избирательному округу №20 (Косино-Ухтомский, Некрасовка, Новокосино, часть района Вешняки, часть района Выхино-Жулебино) Максим Шингаркин рассказал в разговоре с корреспондентом «МК»: всего было собрано 7 тысяч подписей, но в итоге в избирательную комиссию попало лишь 4 тысячи. Львиную долю подписей штаб забраковал сам.
— Что было причиной?
— Перманентно сборщики ошибались в адресах — позволяли подписаться тем, кто живет вне округа, хотя у нас все было очень компактно. Были помарки в фактических данных людей, я уж не говорю о технических помарках. Следующий момент — провокации: к нам приходили представители конкурентов, которые портили весь лист. Поскольку округ маленький, мы все друг друга знаем, за этим даже смешно наблюдать. И еще одна проблема — когда печатали листы, они получились неровно разрезанными, не совсем симметрично. Мы опасались, что из-за этого будут трудности, но в итоге просто разложили в разные стопки. Порядка 30 процентов мы забраковали сами на этапе проверки.
— А сколько отсеял избирком?
— Еще порядка 7–8 процентов. В итоге получилось, что почти 40 процентов подписей у нас оказались недействительными. Хорошо, что был внушительный запас.
— Кто работал у вас на сборе подписей?
— Мне кажется неуместным слово «работал». Это волонтеры, активисты экологического движения. Для нашей молодежи работа в избирательной кампании — это стажировка, причем полноценная, официальная и очень полезная. Большинство, конечно, студенты. Они же продолжают работать агитаторами. Отдельное спасибо, конечно, хочется сказать моему штабу — это абсолютно надежные люди, которые по меньшей мере по 20 раз перечитали каждый подписной лист.
Кандидат от избирательного округа №30 (Чертаново Центральное и Чертаново Южное) Маргарита Русецкая считает, что главное в ходе кампании — грамотная организация работы штаба. Очень помогали заинтересованные местные жители, а также волонтеры, задействованные при сборе подписей, — и при поквартирных обходах, и на уличных пикетах. Как и в других районах города, волонтеры 30-го округа оказались молодыми, активными и внимательными, так что их силами процент брака в подписях удалось удержать на чрезвычайно низком уровне.
Сбор подписей производили 53 человека, в комиссию представлено 5274 подписи. Подписи собирались на пикетах и через поквартирные обходы (на поквартирных обходах собрано свыше 4000 подписей).
В итоге в ОИК сдали 5274 подписи, выбракованы были лишь 2,5% (133). Такой результат — следствие скрупулезного подхода к делу.
Кроме того, волонтеры продемонстрировали отличное умение работать в команде не только при выполнении своих прямых обязанностей, но и когда помогли найти потерявшегося близ метро «Пражская» пятилетнего мальчика: родители Артема попросили о помощи — и всего через несколько часов один из волонтеров поймал мальчишку.
Михаил Балыхин, кандидат-самовыдвиженец в 6-м избирательном округе (районы Головинский, Левобережный, Ховрино), в интервью «МК» рассказал, что главное в построении предвыборного штаба качество, а не количество. Его штаб состоит всего из 7 человек: организация встреч, работа со СМИ, организация работы волонтеров, офис-менеджер, консультант и юрист. У каждого свой участок работы, которая идет в режиме 24/7. Сотрудники штаба перед выборами готовятся к бессонным ночам, но уверены, что справятся, говорит кандидат.
— Сбор подписей — легко или сложно было? Какая тактика сбора подписей была выбрана — больше на кубах, или больше поквартирными обходами, или что-то еще? Какие забавные истории происходили во время сбора?
— Сбор подписей — задача очень сложная, особенно в Москве. Собирали и на пикетах, и в рамках поквартирного обхода. Уличный сбор, конечно, в разы эффективней, можно охватить много людей, если выбрать правильные места. Сбором подписей занимались десятки волонтеров — в основном студенты моего университета, а также жители САО, которые знают меня лично. Забавных историй не припомню, но было много случаев, когда люди, перед тем как оставить подпись, детально рассказывали о своих проблемах и общей ситуации в округе.
— Была ли внутренняя проверка собранных подписей до их сдачи? Как она происходила? Что отсеивалось? Была ли проверка сборщиков (вдруг окажется провокатор, подсадной «рисовальщик»)?
— Разумеется, была. Этим занимались волонтеры под контролем юриста штаба. Отсеивалось все, что не соответствует букве закона. Сборщиков не проверяли, а как следует инструктировали на старте работы. Никаких провокаторов там не было. Как я уже говорил, в основном работали студенты университета, у которых нет ни единой причины подводить своего ректора.
— Легко ли утвердили подписи? Сколько забраковал избирком? Обращались ли с апелляцией?
— В комиссию мы сдали 5725 подписей, из которых 4,8% избирком забраковал, признав их недействительными. Наш штаб не стал подавать апелляцию, поскольку собранного количества подписей хватало для регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской городской думы. Решили основное внимание сосредоточить на избирательной кампании.
— По итогам кампании: какая тактика оказалась самой выигрышной?
— На мой взгляд, самая выигрышная тактика на выборах в Мосгордуму одна — «работать на земле».
Городская политика существенно отличается от федеральной, тут нельзя обойтись громкими заявлениями в СМИ. Но выбор стиля кампании, конечно, зависит от кандидата, он сам решает, как доносить информацию до избирателей. Самое главное, чтобы избирательная кампания в целом прошла открыто и в полном соответствии с законом.
Команда Игоря Дягилева (кандидат по округу 24 — районы Лефортово, Нижегородский, Текстильщики, Южнопортовый) куда более многочисленна — примерно 100 человек, в отдельные периоды до 170. Это, разумеется, считая волонтеров и сборщиков подписей. Каждый из них собирал от 5 до 20 подписей в день на пикетах, поквартирных обходах и дворовых встречах с кандидатом.
— Забавная история была, когда я собирал подписи вместе с волонтерами около станции метро «Текстильщики», — вспоминает Дягилев. — Женщина взяла у меня листовку и только потом заметила, что я же на этой листовке и изображен. Приятно удивилась.
По словам кандидата, после сбора подписей штаб проводил серьезную внутреннюю проверку. Сначала подписи проверяли районные координаторы, затем специалисты команды выполняли детальную проверку каждой подписи. «В проверке я лично принимал участие и вычеркнул больше 2 тысяч подписей, которые вызвали у нашей команды сомнения», — отмечает кандидат. Чаще всего подписи, по его словам, исключались из-за помарок и исправлений, а также неточностей в написании данных об избирателе. В итоге после проверки и заверения сдали 5816 подписей, в которых штаб был по-настоящему уверен.
— Не могу сказать, насколько легко избирком утвердил подписи, — комментирует Игорь Дягилев. — Мы прошли стандартную процедуру. По итогам проверки избирательная комиссия забраковала 204 подписи. В результате у нас оказалось достаточное количество для регистрации.
Кампания, по словам Дягилева, еще раз подтвердила, что самая выигрышная тактика для кандидата — встречаться с людьми. Во дворах, в общественной приемной, на районных акциях и сходах. Ничто не может заменить живое общение, возможность задать вопрос, узнать о задачах и планах из первых уст. Именно общаясь с людьми, узнаешь их проблемы, понимаешь, чем они живут. А они видят человека, понимают, что он действительно готов работать.