Согласно данным, полученным ВЦИОМ, 54% москвичей поддерживают решения окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации части кандидатов-самовыдвиженцев, не сумевших пройти этап проверки поданных подписей. Напомним, таких кандидатов в этом году 39, вместе с отвергнутыми по тем или иным причинам партийными кандидатами — 57 (в 2014 году на выборах в Мосгордуму было 108 отказов при практически таком же количестве выдвинувшихся).
Что касается другой стороны противостояния — собственно активистов протестных групп, получивших отказ и вышедших на улицы (помимо согласованных прошли и несогласованные акции, 27 июля и 3 августа закончившиеся задержаниями), — то 38% опрошенных ВЦИОМ москвичей считают несанкционированные акции провокацией, а 61% одобряет даже жесткие меры полиции против участников несанкционированных митингов.
Среди опрошенных из группы 18–24 лет с действиями власти, в том числе жесткими, согласны 54%, отмечается в результатах опроса. Это опровергает тезис о том, что молодежь всегда «за» любые протестные действия — опросы показывают, что это не так. Среди групп жителей города, опасающихся за своих детей и внуков, процент одобряющих жесткие меры против провокаций значительно выше. Так, в группе 45–50 лет силовые меры поддерживают 63% опрошенных, а в группе москвичей старше 60 лет поддержка действий власти достигает 73%. Отдельно стоит заметить, что половина опрошенных москвичей вообще не интересуется подробностями митингов, а 17% не слышали о протесте как таковом.
— Никакого сюрприза в результатах опроса нет, все четко понятно, — поясняет «МК» политолог Олег Матвейчев. — Ни одному человеку не может понравиться, если в доме у него какие-то хулиганы начинают бить посуду. Москва — это наш общий дом, и абсолютное большинство из нас имеют множество своих дел, забот. Люди работают, у кого-то болеют близкие, кто-то просто хочет отдохнуть — ведь лето, в конце концов. Многие знакомятся и устраивают личную жизнь. Люди не живут политикой, за исключением ограниченного пласта людей, которые сами себя зомбировали, читая группы в соцсетях.
Люди, живущие «мирной жизнью», по мнению Матвейчева, скорее предъявляют к власти претензии за слишком мягкое поведение. Власть должна — это ее первичная функция — обеспечить порядок и законность, и если она идет на поводу у радикалов, возникает риск анархии, при которой никто из благоразумных граждан жить не хочет. «Если можно камнем кинуть в полицейского, то можно кинуть камнем в любого горожанина, — говорит политолог. — А как тогда жить в этом городе? Поэтому понятно, что москвичи требуют порядка».
После очередного протестного дня 3 августа запрос на жесткое наведение порядка только усилился, полагает Олег Матвейчев. В частности, причина этого — в том, что лидеры оппозиции предложили в дальнейшем перекрывать дороги, не пропуская даже машины «скорой» и пожарной охраны. Каждый может примерить ситуацию на себя — например, что из-за протестующих не сможет доехать до больницы карета «скорой» с больным ребенком. Такие призывы еще ярче показывают, что речь не о мирном протесте, а о радикалах, желающих эскалации насилия, — что неприемлемо для подавляющего большинства горожан.