«Пьяный треугольник»: «алкояма» ждет любителей истории

Москвичам напомнили о значении амфитеатра на Хохловской площади

Год назад слово «яма» ассоциировалось у москвичей разве что выбоинами на дорогах, а сейчас все точно знают, где она находится — на Хохловской площади. В китайгородских переулках не утихает спор местных жителей, приезжей молодежи и ценителей московской старины о том, что все-таки делать с «пьяным треугольником» — так любовно назвали территорию между кафе-фастфудом на Маросейке, парком «Горка» в Большом Спасоглинищевском переулке и Хохловской площадью.

Москвичам напомнили о значении амфитеатра на Хохловской площади

Московская молодежь радостно воодушевилась, когда в центре города появились аж два тусовочных места — Хохловская площадь (она же «алкояма») и парк «Горка» (любовно прозванный «кэгэшечкой» — от топонима Китай-город), а местные жители в то же время завыли от ужаса и назвали это место «пьяным треугольником». Молодежь, мол, встречается около известного фастфуда на Маросейке — и оттуда расходится: кто в «Яму», кто в «Горку»... а по дороге, естественно, прихватывают несколько бутылок спиртного.

— Проходят через магазины, покупают алкоголь и идут на выбранное место. Кстати, приезжие – не только москвичи: мы провели исследование и нашли среди «обитателей» Хохловки и сквера на Спасоглинищевском переулке много подростков из Подмосковья и даже других регионов. Из Тулы приезжают, из Твери, из Рязани. Я понимаю, что молодым людям нужно место встречи, где они могли бы знакомиться, общаться, шуметь, выплескивать эмоции. Но это, конечно, совсем не то, что хотят видеть местные жители около своих домов. Поэтому нужно искать для ребят место, удалённое от жилой застройки, — рассказала проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара. С начала лета она занимается социологическим исследованием феномена «Ямы» и «Горки» и вместе с местными жителями ищет пути решения.

Как рассказал представитель ОВД по Басманному району ЦАО города Москвы Олег Волков, прибывший на организованную жителями общественную дискуссию, игнорировать проблему уже нельзя — жалобы поступают постоянно.

— Недавно мы провели рейд по магазинам, которые находятся вблизи Ивановской горки. Результаты неутешительные: в четырех торговых точках несовершеннолетним продают алкоголь. Сейчас обсуждается вопрос отзыва лицензии. Другая проблема — общественный порядок: в пятницу и субботу, в самые «горячие» дни, там дежурят наряды, — объяснил Волков.

Однако местные жители продолжают негодовать: по их словам, наряды полиции нужны не только в пятницу и субботу, а круглосуточно. Потому что ситуация выходит из-под контроля, пьяная молодежь заполонила все окрестные дворы, попутав их с общественными туалетами и местами для веселого юношеского секса — короче, надо что-то делать!

Кстати, а что делать? Может быть, вспомнить — откуда вообще взялась «Яма»?

Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев отметил, что современное использование амфитеатра кажется недопустимым не только из-за неуважения к покою местных жителей, но преимущественно из-за неуважения к истории города.

— То, что мы сейчас называем «охраной памятников», начиналось с археологии. Еще со времен эпохи Возрождения считается, что человек должен сам видеть древности, тогда этот человек будет культурным. Хохловская площадь — один из лучших примеров, я сам приложил руку к тому, чтобы этот объект появился в городе. Сейчас я вижу, что люди забывают, зачем вообще сделали эту «Яму». Ведь это место — возвращение к нашей истории, к гению места... Нам удалось достать кусок стены, которая исчезла в восемнадцатом столетии. Там должен быть музей под открытым небом, — резюмирует Кондрашев.

Такого же мнения придерживается москвовед Филипп Смирнов: по его словам, никому не придет в голову распивать спиртные напитки и сидеть, болтая ногами, на стенах Колизея в Риме, и если такое стало возможно в Москве — значит, людям просто недостаточно хорошо рассказали о значении этого места.

— Нужно понимать: что мы заявим в качестве культурного наполнения этого места, то там и будет. Сейчас я вижу только табличку размера А4, на которой написано что-то про стену Белого города. И вижу девочек, которые залезают на камни, чтобы сделать селфи, — поделился своими соображениями Смирнов.

Впрочем, даже если пространство будет превращено в музей — чего изначально и хотели! — останется масса вопросов. Как контролировать его посещение? Будет ли нужен забор или другая ограда? Если появится забор — где гарантия, что его не сшибет пара добрых молодцев, желающих по старой памяти выпить в «Яме»? Все эти вызовы городу только предстоит решить — и решить ко взаимному удовлетворению жителей. А то вон некоторые из местных уже в сердцах предлагали: какой музей, мол, какой Белый город — засыпать бы эту «Яму» к чертовой матери!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28027 от 20 июля 2019

Заголовок в газете: «Пьяный треугольник» ждет любителей истории

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру